Найти тему
Искусство Звука

Задушевный голос баяна

До недавнего времени баян был особо любимым музыкальным инструментом в России. Хотя его биография значительно короче, чем у большинства других инструментов, она наполнена интересными событиями и фактами и несёт в себе живое дыхание истории музыкальной культуры русского народа, начиная с прошлого века до наших дней. Видимо, глубокий смысл и народная мудрость заключены в том, что он гордо носит имя легендарного певца-сказителя Древней Руси.

Многим хорошо знакомы слова популярной песни:

Какая ж песня без баяна?Какая ж зорька без росы?Какая Марья без Ивана?Какая ж Волга без Руси?
В этих словах выражена вся суть отношения к этому широко распространённому и любимому когда-то инструменту. Баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно "спеть" задушевную песню, тронуть за душу. Его глубокий, густой звук может передать целую гамму чувств - от глубокой печали до большой радости и веселья.А в суровые годы военных испытаний баян звучал в землянках и госпиталях, в заводских цехах, вселяя надежду в бойцов и тружеников тыла, вдохновляя на подвиги.
Баян принадлежит к сравнительно небольшой группе инструментов, обладающих широким звуковым диапазоном и не требующих аккомпанемента. Именно универсальность инструмента, его компактность в сочетании с прекрасными звуковыми качествами, среди которых ценным является управляемость звуком, определили его огромную популярность как в нашей стране, так и за рубежом. Искусное владение инструментом позволяет добиваться постепенных нарастаний или спадов звучности, а также контрастной нюансировки в большом динамическом диапазоне, что способствует яркому выявлению эмоциональной стороны художественного образа произведения. Особенно хорошо звучат на баяне широкие напевные мелодии. Но не менее убедительно звучат и произведения, требующие активного извлечения звука.

Потрясающее, виртуозное исполнение  - замечательный баянист Юрий Вострелов

Юрий Вострелов - первый советский баянист, ставший победителем Международного конкурса аккордеонистов и баянистов "Кубок мира" в 1968 году. Его виртуозное владение инструментом буквально поражает неограниченными возможностями. Это баянист, наделённый тонкой музыкальностью и безупречным вкусом, покоряющий искренностью и благородством исполнительской манеры. В эмоциональной насыщенности его игры нет ничего показного, всё подчинено главной цели - наиболее полному выявлению художественной сущности исполняемой музыки.

Юрий Алексеевич Вострелов (1947 - 2015)
Юрий Алексеевич Вострелов (1947 - 2015)

Вострелов - большой мастер интерпретаций обработок народных мелодий, без которых не обходился ни один его концерт.

"Выйду на улицу"

Творческий диапазон музыканта огромен - это произведения композиторов-классиков - И.С. Баха, С. Франка, Ф. Листа, Ф. Шуберта, М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова и огромное число оригинальных сочинений для баяна советских композиторов.

И.С. Бах. Токката и фуга ре минор

Свой путь в большое искусство Юрий Вострелов начинал в Омске. В три года у мальчика была своя маленькая гармонь, а в пять он уже лихо подбирал знакомые песни на отцовской. В двенадцать Юре купили баян и он поступил в музыкальную школу. После двух лет обучения был сразу принят в музыкальное училище, а затем поступил в институт имени Гнесиных.

...1968 год, Англия, город Лестер, "Эдвард-холл". Международная конфедерация аккордеонистов - CIA - проводит здесь свой XXI международный чемпионат "Кубок мира". Советские баянисты уже дважды принимали участие в подобных состязаниях и завоёвывали 2-е и 3-е места. И вот напряжённейший день конкурса позади. Объявляется результат: Кубок мира, золотая медаль и диплом Лауреата, а также специальный кубок Польской ассоциации аккордеонистов присуждаются нашему музыканту Юрию Вострелову. Он становится первым советским баянистом, удостоенным звания чемпиона мира!

В. Гридин. Рассыпуха

Искусство игры на баяне начало формироваться фактически с начала 20-го века. В 1907 году петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов после более чем двухлетней работы изготовил баян для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, который стал использовать название инструмента «баян» на своих афишах в 1908 году в Москве. С тех пор конструкция баяна постоянно усовершенствовалась, а репертуар обогащался новыми произведениями. Такой вот молодой инструмент, носящий такое древнее имя...