Сегодня мир в борьбе за выживание разрывается на два фронта. Наконец то международное сообщество в формате взаимодействия наиболее развитых и развивающихся государств начало координировать вынужденные меры и планы в обоих направлениях: преодоление пандемии COVID-19 и смягчение последствий кризисов в мировой экономике. Во время видеоконференции G20 лидеры стран «двадцатки» пообещали принять все необходимые меры для сохранения уровня занятости и финансовой стабильности для преодоления последствий пандемии коронавируса. Правительство России, по словам президента Владимира Путина, выделяет на борьбу с ними 1,2% ВВП, в таком же объеме экономике поможет Банк России.
Судя по масштабам этих намерений, можно (и нужно) сделать два главных вывода. Во первых: уровень угрозы высок и даже при оптимистичном прогнозе - не преувеличен. Во вторых: при любых прогнозах перед мировыми лидерами в полный рост встает глобальная задача о новых гарантиях и механизмах обеспечения ответственности за главную ценность - человеческую жизнь, за судьбу человеческой цивилизации.
Да, суммы выделяются внушительные. И что изменилось в мире? Как реализуются меры, которые пообещали лидеры стран «двадцатки». Смотрим в новостях, что происходит на улицах, в магазинах, на транспорте, в поведении людей и государств. Внимание к проблеме нового вируса безусловно стало более серьёзным и пристальным.
Особое внимание предлагаю обратить не столько на заявления и намерения, сколько на возможный эффект от принимаемых мер.
Поделюсь некоторыми замечаниями:
- призыв не выходить из дома обращен главным образом к пенсионерам. Какой карантин даст эффект, если не учитывать в числе возможных разносчиков всех, не зависимо от возраста?
- по некоторым заявлениям создаётся впечатление, что кому-то нужна разорванная в клочья экономика. Кто её рвет и какие получает дивиденды в период пандемии?
- солидные люди предвещают небывалый мировой кризис. Почему государства выделяют деньги на бизнес, а не на медицинские цели?
- ВОЗ - специализированное учреждение Организации Объединённых Наций. Почему G20 (клуб) направляет в помощь ВОЗ $5 трлн, а ООН решения по проблеме COVID-19 не принимает?
- руководители в развитых странах надеются одолеть вирус за 2-3 месяца. А кто-нибудь думает о гарантиях на более долгий срок, чем до будущей весны?
Первое. Молодёжь наиболее мобильная и коммуникабельная часть общества в любом государстве. К сожалению мы не мало видим примеров поведения, основанного на распространенной ранее информации о стойкости к коронавирусу детских и молодых организмов. Многие молодые люди, родители даже не думают, что стойкость эта не исключает опасности стать пусть не жертвой, но переносчиком вируса. Нужно корректировать их представления. Они же не подозревают, как правило, что нарушение порядка общения может оказаться равносильным покушению на причинение вреда здоровью, опасного для жизни родных. Даже очень низкая вероятность заражения не означает низкую опасность в редчайшем случае смерти.
Второе. Искусственное снижение цен на нефть, игра на повышение курса доллара и евро, односторонние экономические санкции, препятствия торговому обороту "двадцатка" не сочла вредными мерами нездоровой конкуренции даже перед угрозой мирового кризиса. А ведь участники видеоконференции ставили вопросы и предложения на эти темы. Вместо принципа "не навреди" в конкурентной борьбе международное сообщество не может не видеть факты откровенной драки "каждый за себя и против каждого", в которой главная цель - навредить сопернику, причинить экономический ущерб.
Третье. Если бы до наступления массовых заражений COVID-19 мировая экономика не была поражена "вирусом" монопольного влияния на конкуренцию без правил, ООН со своими структурными учреждениями в состоянии была бы организовать создание: ускоренных тестов на вирус, вакцины от него, препарата для его лечения, современных аппаратов ИВЛ. Всё, что связано с экономикой государств - это внутренние дела каждого из них. Есть примеры и США, и России. В особо тяжелых случаях нужна адресная помощь. Кстати, странно читать в некоторых СМИ упреки за помощь Италии от России. А от "двадцатки", от Китая?
Трамп одобрил выделение федеральных средств Орегону и Коннектикуту на борьбу с COVID-19.
Кремль опубликовал перечень поручений Владимира Путина по итогам его обращения к россиянам из-за распространения коронавируса.
Четвёртое. Почему ООН не принимает решения по проблеме COVID-19? Видимо, самим надо догадываться по таким различиям в форматах с G20 как: число и статус участников, возможность закрытого обсуждения даже в порядке видеоконференции, определённость процедурных норм, обязательность ВОЗ по распоряжению средствами финансовой помощи, направленной "двадцаткой"... Видимо, распорядителям G20 удобнее использовать ВОЗ как инструмент своего влияния.
Пятое. Руководители наиболее развитых стран надеются одолеть вирус за 2-3 месяца. Однако, их главное беспокойство вызвано предполагаемыми проблемами экономического развития, которые появятся по результатам пандемии. Лидеры стран «двадцатки» пообещали принять все необходимые меры для сохранения уровня занятости и финансовой стабильности, а также минимизировать негативные последствия для торговли и цепочек поставок, следует из коммюнике по итогам видеоконференции (газета "Коммерсантъ" №55 от 27.03.2020, стр. 2). Министры здравоохранения G20 в апреле поделятся практикой борьбы с COVID-19 и выработают набор срочных совместных мероприятий.
Москва, 26 марта - АиФ-Москва: "Российский лидер выступил с предложением ввести мораторий на различные ограничения в отношении стран, пострадавших от коронавируса, и выработать общий план действий для стабилизации ситуации, поддержки экономики и восстановления доверия на мировых рынках".
Генеральный секретарь ООН также перечислил три конкретных направления действий, которые должны предпринять страны G20. По его словам, это - подавление распространения вируса, минимализацию экономических последствий и построение в будущем более устойчивой глобальной экономической системы.
Понимаю слова "более устойчивой глобальной экономической системы" как системы, гарантированной от кризисов антимонопольным порядком, со свободным перемещением товаров. Для построения такой системы не обязательно, кажется, разрушать прежнюю. Просто строить вместе с партнёрами на основе таких преимуществ как: коллегиальные способы упорядочения и защиты, взаимное доверие и уважение.
Мало просто перетерпеть беду и выжить. Нужны практичные выводы для созидания нового порядка.