Найти тему

Художник, предсказавший нынешнюю реальность!

Eerie echoes … Edward Hopper’s Cape Cod Morning, 1950
Eerie echoes … Edward Hopper’s Cape Cod Morning, 1950

Пустынные городские пейзажи и обособленные человеческие фигуры – американский художник запечатлел одиночество и отчуждённость как части современной жизни. Однако пандемия придала его работам новое пугающее значение.

Разве можно остаться равнодушным, глядя на изображения людей на балконах или порогах своих домов, хлопающих в поддержку медицинских работников? Они облетели все телеэкраны и новостные сайты, изображая теплоту и солидарность в условиях вынужденного одиночества – каждый сам по себе, но при этом все вместе. Однако существуют и гораздо менее обнадеживающие изображения, "бродящие" по соцсетям. Некоторые люди говорят, что теперь наша жизнь напоминает картину Эдварда Хоппера. Кажется, не имеет значения, какую именно.

Полагаю, эти люди имеют ввиду то, что мы холодно отдаляемся друг от друга, сидя у наших одиноких окон с видом на зловеще пустой город - прямо как женщина, сидящая на своей кровати в лучах "Утреннего солнца" (картина "Morning Sun"), или как другая дама, выглядывающая из окна эркера, встречая "Утро на Кейп-Код" ("Cape Cod Morning").

“Теперь мы все – как картины Эдварда Хоппера", – гласит текст перед подборкой картин Хоппера в WhatsApp: одинокая женщина в пустом кинотеатре, потерянный мужчина в своей квартире с модным дизайном, одинокий работник магазина и люди, сидящие далеко друг от друга за общими столиками в закусочной. Как и в случае с мемами, трудно сказать, является ли это серьёзным утверждением или бойкой шуткой, скрывающей внутреннюю жалость к себе.

Coldly distanced … Edward Hopper’s Nighthawks, 1942
Coldly distanced … Edward Hopper’s Nighthawks, 1942

Давайте подумаем серьёзно. Если мы сейчас действительно как герои картин Эдварда Хоппера, то надвигается кризис одиночества, который может стать одним из самых опасных социальных последствий Covid-19. Отсутствие прямого контакта с людьми, на которое мы сейчас соглашаемся, может стать катастрофой. По крайней мере, это именно то, что Хоппер показывает нам. Этот художник, родившийся в штате Нью-Йорк в 1882 году, посвятил всю свою жизнь освещению темы одиночества. В 1920-е годы, пока Фрэнсис Скотт Фицджеральд описывал тусовщиков эпохи джаза, Хоппер рисовал людей, выглядевших так, словно их никогда в жизни не приглашали на вечеринку.

Современная жизнь виделась художнику крайне недружелюбной. Не нужно никакой пандемии – его страдающие души и так изолированы. Холодные зеркальные окна, громоздкие городские дома, где каждый замкнут в своей квартире, автозаправки в глуши – устройство современных городов и глухие пейзажи являются для него конвейером одиночества. Да и его герои не находят себе особого занятия.

В более раннем искусстве пребывание в одиночестве имеет свои преимущества. На картинах под названием "Святой Иероним в келье" учёный отшельник выглядит совершенно непринуждённо в своём хорошо оформленном домашнем кабинете с книгами, красивым письменным столом и своим домашним львом. С другой стороны, вышедший на прогулку романтик на картине Каспара Давида Фридриха "Странник над морем тумана", явно жаждет уединения, чтобы впитать возвышенную красоту природы без человеческого присутствия. Он счастлив наедине с собой – ужасно счастлив.

Atomised individuals … Edward Hopper’s Morning Sun, 1952
Atomised individuals … Edward Hopper’s Morning Sun, 1952

Однако сегодня набирают новую популярность отнюдь не те картины, где герои сами выбирают одиночество и наслаждаются им. Это ужасы Хоппера – и это не преувеличение. Одним из самых больших поклонников художника был Альфред Хичкок, который воплотил в жизнь странный старый дом с картины Хоппера, изолированный железной дорогой, превратив его в особняк Бэйтса в фильме "Психо".

Нам всем хочется противостоять ужасающему видению Хоппера об отчуждённых, разрозненных индивидуумах и вместо этого выжить как сообщество. Однако, по иронии судьбы, мы можем сделать это только в условиях изоляции. Такое поведение – притворяться, что нам всем очень комфортно находиться дома – может оказаться жестокой ложью самим себе и пустой пропагандой вирусной войны.

Послание Хоппера состоит в том, что современная жизнь может быть очень одинокой. Его герои так же изолированы друг от друга в закусочной или ресторане, как и у окон своих квартир. В этом он типичен для модернистского искусства. Эдвард Мунк уже показал в своем кошмарном "Вечере на улице Карла Юхана", что толпа может быть очень изолирующей.

Сегодня мы просто лучше умеем скрывать настоящую изоляцию, которая, по мнению этих художников, определяла современное общество. В обычное время мы тоже можем сидеть в кафе одни, за исключением того, что теперь у нас есть мобильные телефоны, позволяющие чувствовать себя частью социума. Дело в том, что современность "засасывает" массы людей в городской образ жизни, который полностью противоречит коллективности, которая когда-то считалась нормой.

Lonely in a crowd … Edvard Munch’s Evening on Karl Johan Street, 1892
Lonely in a crowd … Edvard Munch’s Evening on Karl Johan Street, 1892

В доиндустриальные времена сцены крестьянской жизни Брейгеля показывают мир, в котором практически невозможно было оставаться одному. Кухни забиты битком, а карнавалы – сущий кошмар для любого, кто практикует социальное дистанцирование. Глядя на полотна Брейгеля, вы можете понять, почему многие люди в Британии так неохотно отказывались от посещения пабов – этих последних убежищ Брейгелевского прошлого.

Мы выбираем современное одиночество, потому что хотим быть свободными. Однако теперь искусство Хоппера ставит перед нами трудный вопрос: когда свободы современной жизни нам недоступны, что остаётся, кроме одиночества?

✨✨✨✨✨✨✨✨

Добро пожаловать на канал "Служба доставки вдохновения"! Здесь можно найти статьи об искусстве из зарубежных СМИ, переведённые на русский язык.

Понравилась статья? Отблагодари переводчика лайком или репостом! ;)