В сети нередко можно встретить статьи, которые прямо или косвенно говорят о том, что современная молодежь имеет слишком завышенные требования и совсем не хочет работать — ленивая, говоря проще. Что же, пришла пора эти наветы развеять раз и навсегда. Молодежь — это лучшее, что случилось со страной за последние двадцать лет.
Важное предупреждение: под молодежью в этом тексте понимаются люди, родившиеся во второй половине 80-х — начале девяностых. Более молодое поколение, так называемых «зумеров», мы не будем в этом тексте затрагивать от слова «совсем». Они хорошие ребята, во многом похожи на старших товарищей, но живут в совершенно иной культурной парадигме и с совершенно иными, пусть и местами схожими жизненными установками. Думаю, это понятно. Ну а теперь давайте начинать.
В материале о так называемом «потерянном поколении» (прочесть можно вот здесь) мы косвенно затрагивали тему так называемой «лени». Если вкратце, то вся проблема кроется в социально-экономическом фоне. Это не молодежь у нас такая ленивая и бездарная — она просто не хочет, как их родители, жить белкой в колесе по маршруту «дом — работа — дом — дача — соленья — печенья — варенья». Но это лишь один взгляд на проблему. Давайте рассмотрим это явление более прицельно.
Дети девяностых, в отличие от их родителей, росли в то время, когда железного занавеса просто не существовало. Они видели и знали, что жить можно лучше. И дело тут даже не в кино на VHS-кассетах — просто мир становился все более открытым. Кому-то посчастливилось мотаться в гости к бабушке, что живет в Германии. Другие вели переписку с иностранцами — да-да, я сейчас не шучу. Писали письма, которые шли за океан. Разумеется, были и те, кто ничего этого не делал, но социальный фон был таков, что шило в мешке уже было не утаить. Абсолютно все от мала до велика знали, что жить можно лучше своих родителей — иначе, обеспеченнее, уважительнее, если угодно.
А потом мальчики и девочки выросли, пошли учиться в университеты и техникумы, а по выходу поняли, что они — их знания и приобретенный во время стажировок опыт — никому, по сути, не нужны.
Нет рабочего стажа? Обивай пороги шарашкиных контор, для которых ты — всего лишь пушечное мясо, которому можно мало платить, нещадно эксплуатировать и не уважать от слова «совсем». Во всяком случае, пока это «пушечное мясо» опыта не наберется.
Ну а далее самое главное. Мальчики и девочки, в отличие от их родителей-совков, прекрасно знали, что есть совершенно иной мир, в котором, может, людей и эксплуатируют, но отсыпают за эту «эксплуатацию» куда как больше валюты. У большинства из этих мальчиков и девочек возник резонный вопрос: а какого лешего, собственно, я, молодой специалист, получаю здесь меньше, чем уборщик в Макдональдсе. На должности, пусть и начальный, с несовершенными, но компетенциями.
Разумеется, все мы читали сказку о белом бычке под названием «да там цены выше», но с развитием Интернета и появлением видеоблогов/тематических статей стало ясно, что цены-то, может, и выше, но ненамного и не на все подряд. Коммуналка, связь — да. А вот денег на пожрать надо примерно столько же, сколько в Москве при несравненном уровне жизни, степени социальных свобод и прочей милой сердцу и душе «мишуре». Совки парировали: «Да ты сначала опыта наберись, а потом уже рот разевай на большой кусок пирога». Вот только и это оказалось фикцией.
Довольно скоро многие «потерянные» дети уяснили, что в этой стране зарплата не пропорциональна росту компетенций, а продвижение по карьерной лестнице не зависит от уровня образования и навыков. Все решает удача, блат и связи, а отличный специалист на периферии может получать жалкие 20-30 тысяч годами без намека на несущийся вверх социальный лифт. Конечно, можно уйти с работы, но будет ли лучше? Скорее всего нет — зарплата едва ли серьезно изменится, а вот проблем прибавится почти наверняка.
Молодежь — не идиоты. Она прекрасно видит, насколько наш рынок труда несправедлив к людям. «Игреков» не устраивает вкалывать за гроши без возможности что-то всерьез изменить в своей судьбе наемного работника. В итоге кто-то уходит в бизнес (у кого есть возможность и предпринимательская жилка), но многие остаются и… работают спустя рукава. А как иначе? Какого черта я должен заботиться о будущем конторы, если эта контора плевать на меня хотела? Платят мало и неохотно, а в отпуск и на больничный лучше не ходить. Бизнес по-русски. Вот и мы будем выкручиваться как умеем. Все, глаза потухли — начались будни. Нет больше мечтателей — есть тупая масса. Мы не дебилы, умеем считать и анализировать и знаем, где, сколько и кому платят денег в развитых странах. А еще мы хотим лучшего, а не роль галерного гребца.
Вторая, не не менее важная причина — это отношение к работникам. Нас воспитывали в духе индивидуализма. Детям девяностых в общей своей массе не присуща стайность. Мы терпеть не можем управленческих вертикалей с жесткой субординацией и отношением, построенным по принципу «я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак». Единственная приемлемая структура для нас горизонтальная: когда в коллективе все равны и идеи, наработки и мысли каждого сотрудника ценятся и пускаются в дело. Опять же, западное влияние.
Наконец, большинство «игреков» терпеть не может косности. Всех этих «быть ровно в десять», «сегодня у нас то-то», «ты должен вот здесь отметится, что пришел и ушел» и прочее, прочее, прочее. Зачем работать семь часов, если объем дневной работы можно завершить за четыре и оставшееся время потратить на саморазвитие, прогулки, театры? На кой черт нужна эта привязка к офису? Поколение Y — это люди, которые терпеть не могут офисного домостроя. Удаленка и свободный график — наше все. Вот только большая часть современных российских компаний построена по старорежимному принципу. Начальники отделов, крупные шишки и прочие «главнюки» свято веруют, что если раб не находится в своем кресле, то он и не работает вовсе. Плевать такой дядя хотел, что результат ровно такой же на выходе — не пущать всю эту ересь в наш офисный мирок! Изыди, поборник иного стиля!
А теперь сложите эти три фактора. Что получается? Правильно: это не молодежь у нас тупая или работать не хочет — это рынок труда косный сверху донизу и бедный. Мало кто из поколения девяностых готов пахать за копейки, терпеть унижения и муштру. Но иного почти не найти, вот и получили вы на выходе не высокоэффективных сотрудников, а серую массу, которая работу свою делает кое-как — лишь бы отстали и на корм денег отсыпали.
Таковы реалии, господа и дамы.
Читайте также:
Печальные флешбеки: как дети девяностых оказались на обочине жизни