На Гаити, несмотря на крайнюю бедность, если не сказать нищету, большей части населения, есть много чего интересного, особенно если внимательно вглядываться и вдумываться в жизнь страны, а не скользить взглядом искушенного, уставшего от впечатлений, туриста.
Для меня очень необычным оказалось проявление крайней чистоплотности и аккуратности местного населения. Особенно сильно это проявлялось в самых малоимущих слоях. И еще сильнее это было заметно на фоне представителей стран так называемого цивилизованного мира.
Каждое утро, отправляясь на службу, я имел удовольствие наблюдать стайки детишек, направляющихся в свои детские сады, школы и колледжи. У каждого учебного заведения имеется своя униформа. Униформа не в том смысле как это было в дореволюционной России для гимназистов – китель, фуражка и шинель. И не в том, как в Советском Союзе – школьные костюмы синего цвета для мальчиков и черные платья с белыми фартуками для девочек. И даже не в том, как это понимается сейчас у нас, в постсоветской России. Нет, просто каждое учебное заведение на Гаити, для того, чтобы его ученики и воспитанники отличались от других, устанавливает какие-то определенные расцветки одежды. Это может быть одежда не только однотонная, но и многоцветная. Причем последнему типу отдается больше предпочтения. Поэтому, когда встречаешь на дороге детей, спешащих в школы или домой после учебы, то в глазах рябит от разноцветья. При этом вся одежда у всех без исключения чистая и тщательно отутюженная, хотя у некоторых, если приглядеться, можно и увидеть следы ветхости. И сами дети чистенькие, умытые, девочки обязательно с тщательно заплетенными косичками, бантиками и ленточками. Вообще я понял, что гаитяне очень любят своих детей и не жалеют для них ничего.
Если взять полицейских, то их можно использовать в качестве примера для наших полицейских, как должен выглядеть сотрудник полиции. Независимо от того в каком состоянии была его одежда вчера, сегодня у него чистейшие рубашка и брюки, о стрелки на брюках можно порезаться, а в ботинки можно смотреться как в зеркало. Европейские полицейские из состава контингента ООН выглядели по сравнению с ними какими-то замухрышками, которых только что вытащили из задницы. Но особенно силен контраст был при сравнении внешнего вида сотрудника гаитянской национальной полиции и полицейских из африканских стран, находившихся на Гаити в качестве советников. У меня сложилось такое впечатление, что большинство товарищей из Африки свою униформу не стирали ни разу с того момента как получили ее со склада и натянули на себя. Мятая, грязная и с огромными соляными разводами на спине и от подмышек до нижнего ребра. Пахло от них соответствующим образом. Не знаю, мылись ли они вообще или нет. При этом африканские советники на своих чернокожих собратьев рожденных на Гаити, смотрели свысока и с легким презрением говорили, что они мол плохо воспитаны, невежды и так далее. Я с ними не спорил, но в душе очень сильно не соглашался. Так как их слова с большими основаниями были применимы к ним самим, нежели к критикуемым островитянам. И это при том, что гаитянские полицейские получали 150 долларов в месяц (африканские у себя на родине получали не менее 500). Униформа гаитянам выдавалась единожды при выпуске из полицейской Академии и в одном экземпляре. То есть рубашка, брюки, майка, трусы и две пары носков. Но грязным или мятым я за два года не видел ни одного полицейского национальной полиции Республики Гаити! Честное слово!
При отсутствии у 99,9% населения стиральных машин и горячей воды, женщины постоянно что-то стирали. Кстати, должен сказать, что я был немало удивлен тем, что в отелях Гаити постельное белье меняли ежедневно. Ежедневно! И в большей части отелей это белье стиралось женщинами вручную. В благополучной Доминикане, занимающей вторую половину острова Гаити, белье меняли только раз в неделю, а кое где раз в пять дней. На Гаити ежедневно!
Стирающих женщин можно было встретить на берегах речушек и ручьев, на рынках, просто на улицах. Правда нужно признать, что иногда эта чистоплотность носила несколько сомнительный характер. Поясню. На Гаити большие проблемы с водой. Хорошая и чистая вода простому гаитянину горожанину практически недоступна. Канализации как таковой в Порт-о-пренсе, где я прожил большую часть своей командировки, можно сказать нет. Поэтому отработанная вода из умывальников и кухонь, тех, кто может себе это позволить, выливается просто за пределы дома. Я жил в районе Пелерен, что в Петионвилле, пригороде столицы, по дороге на Кенскоф. Это район гор. Так вот, вдоль бордюра дороги, спускающейся с гор в нижнюю часть Петионвилля, ежедневно бежал мутный белесый ручеек воды. Независимо от погоды, был дождь или несколько дней его не было, ручеек этот не пересыхал. Ручеек брал начало где-то высоко в горах, и состоял из сточных вод, изливаемых из этих домов. Спускаясь вниз он подпитывался водами нижележащих домов, расположенных вдоль этой дороги. Понимаете состав этой воды? Так вот, люди, жившие внизу, использовали этот ручеек для своих бытовых надобностей. Мыли в нем ноги, овощи и фрукты (этот ручеек пробегал мимо небольшого рынка), брали для стирки, ну и некоторые даже полностью омывались в нем.
Кстати, вспомнил, как еще в Москве, нам рассказывал один из ветеранов российских миротворцев, какие трудности нас ожидают на Гаити. О тропической лихорадке, малярии и прочем. И вот он говорил нам, что, оказавшись на Гаити мы увидим, что гаитяне сушат белье не на веревках, а расстелив его на камнях. Делается это для того, чтобы избежать попадания на одежду малярийных комаров и прочих личинок. Якобы, когда комары и прочая нечисть летят, они натыкаются на белье и застревают в ткани, или откладывают там яйца, а потом личинки внедряются в тела человеков, и начинаются мучения. А когда белье сохнет на камнях, то вся эта дрянь пролетает мимо. Слушали мы его внимательно, но мне как-то показалось странным такое дело. Понятно, что у комаров мозгов меньше чем у человека, но такой тупости от них все равно не ожидаешь. Оказавшись на Гаити и увидев сушащееся на камнях белье, я спросил у одной из женщин, почему они сушат белье на камнях, а не на веревках. Она как-то странно посмотрела на меня и сказала: «А где я возьму тебе веревку? И куда ее привязывать?». И действительно, купить веревку без денег не получится, а денег как всегда нет, да и привязать ее не всегда есть к чему. Довольно часто на многие километры вблизи берегов нет никаких деревьев. А камней полно. Да они еще и нагреты солнцем и белье быстрее сохнет. Чувствовал я себя идиотски после этого. Правда потом я видел и развешанное на веревках белье, в том числе и в деревнях, где много деревьев, но нет камней. Да и наша прислуга стиранное белье сушила не на камнях двора, а на веревках. На мой вопрос о комарах и личинках, женщины из прислуги сказали, что ничего страшного. Если кто и попадет на ткань, то под утюгом потом все погибнут. Не знаю по этой причине или нет, но к глажке белья на Гаити относятся очень ответственно.
Это все присказка. Сказка дальше.
В один из дней моего дежурства в Центральном комиссариате Порт-о-пренса, мы с моим напарником из Гвинеи решили прогуляться по окрестностям комиссариата. День был яркий и солнечный, как и все остальные 363 дня на Гаити, патрульных выездов не планировалось, настроение было хорошее, народ в этот день был настроен благожелательно, судя по оперативным сводкам протестных акций и бунтов не предвиделось, поэтому зашли мы довольно далеко. Так мы дошли до моста через речушку, воды которой несли всю грязь столицы дальше в море. То, что она несла грязь можно было не просто догадываться, это можно было видеть по кучам мусора, выброшенного на берег, застрявшего на камнях на мелководье, ну и по самому цвету воды. И вот я увидел, как в этой речушке, стоя в воде по колено, абсолютно голый мужчина негритянской национальности, совершает гигиенический обряд. К тому времени едва исполнилось два месяца моего пребывания на Гаити, поэтому мне показалось диким то, что человек может мыться в сточной воде. Об этом я и сообщил своему спутнику. Если быть точным, я сказал ему, что если бы я решил вдруг помыться в этой реке, то, наверное, к вечеру этого же дня уже умер бы. Гвинеец, сказал, что возможно так оно и будет. «Но, - добавил он, этот человек продолжает жить, потому что с детства привык к таким условиям и к такой воде. И вполне возможно, что если ему доведется помыться чистой водой, которой моешься ты, то он тоже может не дотянуть до утра».
Я так и не понял - была ли это шутка или нет, но лицо гвинейца было абсолютно серьезным. Кто их знает, может он и прав.
Если потратили время не зря читая меня ставьте палец вверх. Если зря, напишите где я прокололся.
Предлагаю прочитать рассказ о том как я купался в крокодильей речке или о том как правосудие на Гаити пересекается с суевериями