До декабря 1995г. Я никогда не думал, что побываю в Норвегии. В советское время выезд в капстрану для ИТР минэлектронпрома был невозможен. После развала СССР и пяти лет работы в коммерческой фирме я получил загранпаспорт. И когда меня пригласили приехать в Осло, познакомится с потенциальными инвесторами одного проекта, оставалось только найти деньги на авиа билеты Москва-Осло-Москва. Затраты на мое пребывание в Норвегии приглашаемая сторона брала на себя. Все что, Я знал о людях Норвегии – это открыватели и путешественники вроде Тура-Хэйердала. Пришлось обратится к энциклопедии. С интересом узнал, что самый знаменитый норвежский король это Олаф I Трюггвасон (995 г.—1000г.). Воздвигнутый в его честь монумент я потом лицезрел на главной площади Тронхейма . (См. на лицевой фотографии). Этот король благодаря своим личным качествам, стал любимым героем норвежской истории. Оказывается он изменил законы страны, согласовав их с условиям жизни всех норвежцев. Могущественные кланы, пользовавшиеся при его предках полной независимостью, вынуждены были покориться ему. Он уничтожил наследственность. Но случился момент, когда Олаф вынужден был бежать из страны и нашёл приют у Ярослава в Киевской Руси. В 1029 году он собрал войско и поплыл в Норвегию. Но его встретили очень враждебно! Навстречу вышло более многочисленное войско, и он погиб в сражении. Те самые люди, которые погубили Олафа, привезли из Руси его десятилетнего сына Магнуса и провозгласили его королём. Вот такая интересная связь у нас есть с Норвегией в истории .
Из Москвы в Осло пришлось лететь Пулковскими авиалиниями Самолет Ту -154 был полупустой. Через неделю этими же «линиями» я летел обратно в Москву. В салоне самолета с ободранными обоями как в ж.д вагоне, было не более двух десятков пассажиров. В туалете в кране не было воды. На мой вопрос - чем это все оправдывается, встретившийся член экипажа пояснил, что в багажном отделении они везут несколько тонн норвежской рыбы!
В аэропорту Осло меня встретил Trygve Wangsmo.
С ним я потом работал несколько лет. Вечером в отеле в Осло Я, выпив несколько бутылок местного пива, и не ощутив хмель в голове, обнаружил на бутылках, что крепость пива около 2 градусов . Позже узнал, то алкоголь в Норвегии это целая проблема. Утром Trygve меня забрал и мы поехали к нему домой. У него был отдельно стоящий собственный дом с гаражом.
Внутри все было просто. На первом этаже большая комната, кухня с туалетом, а на втором этаже спальные комнаты и еще туалет с ванной комнатой.
Я тогда да и сейчас могу только мечтать о таком доме. Знакомство со всеми будущими коллегами состоялось за ужином в ресторане. Все норвежцы с высшим образованием прекрасно владеют английским. Многие из них учились или практиковались не менее одного года в Англии. Поэтому при ведении ими бизнеса много ссылок на английский менеджмент. Кто-то из присутствующих на ужине предложил Trygve свозить меня в исследовательский центр Статойла в Тронхейм. Следующий день пока Trygve договаривался и решал все с поездкой, я шатался по центру Осло. Купил моей жене местного производства шерстяную безрукавку, которая ей исправно служит уже двадцать лет. Затем, двигаясь по направлению на юг, пришел в порт.
Остановился у причала небольшого суденышка, пришедшего недавно с промысла. Было интересно наблюдать, как на палубе его рыбаки, громко разговаривая между собой на морозном ветру, перебирали голыми руками свой небогатый улов креветок.
Trygve заказал на следующее утро авиабилеты . До Тронхейма от Oсло по прямой около 400 км - 30 минут лететь. И в десять утра в Тронхейме мы уже ехали на арендованном авто в сторону от аэропорта, сначала на юг потом на запад. Оригинальной архитектуры комплекс зданий научно- исследователь-ского центра компании Статойл находился и до сих пор находится на берегу фиорда на восточной окраине Тронхейма.
Это где то пятьдесят км от аэропорта. В вестибюле Центра было устройство регистрирующее вход сотрудников. До нас в РФ тогда такие устройства еще не дошли. Мне, проработавшему почти двадцать лет на режимных предприятиях, было интересно понять как в Статойле организовано посещение иностранцами этой компании . Все очень просто. Мы с Trygve подошли к офисной стойке, где у меня попросили паспорт, данные из которого занесли в книгу посетителей компании. Это что-то в виде амбарной книги с отрывными листочками. На листочке посетителя также как и в книге в графе напротив листочка, записываются Ваши данные, ФИО, фамилия принимающего и номер комнаты, куда Вам разрешен вход. Листок вставляется в прозрачный пакетик с прищепкой на Ваш костюм. Меня предупредили, что при выходе я должен буду его сдать. Такая простая система регистрации посетителей предприятия применяется так же в Англии и в Германии. Несколько сложнее и с более длительным ожиданием получения разрешения на вход/посещение у меня было только в одном месте в Мюнхене в EDA .
Рассказывать, что нам показали, а что не показали в Центре Статойла не имеет смысла, так как это сугубо специфические вопросы. Впечатлило, насколько основательно подходили в Норвегии к решения научно-технических задач. В заключении нас угостили ланчом в столовой в Центра.
И Trygve повез показать мне город и его окрестности. Череда домов стоящих на берегу реки, в прошлом являлись складами для рыбы и соли .
В прошлом из каждого дома торчала или нависала над водой консольная балка подъемного крана для погрузки рыбы с судна на склад и обратно. Пока мы ездили по окрестностям Тронхейма, проезжали несколько автодорожных туннелей.
И Trygve показал и пояснил мне, что во время холодной войны при строительстве тоннелей вблизи городов в Норвегии в них предусматривались помещения для бомбоубежищ.
Недавно посмотрел в википедии, что сегодня в Норвегии насчитывается, где то около одной тысячи тоннелей. Без тоннелей, паромов и мостов в Норвегии просто немыслимо автодорожное сообщение между городами. Но в тот день авиа рейсы Осло - Тронхейм и обратно были полностью заполнены пассажирами.