Основной целью советского школьного образования считалось научить и воспитать нового человека, который в дальнейшем должен стать строителем идеального общества - коммунистического. Для этого всем детям старались дать максимально возможное количество знаний, которые в дальнейшем можно будет использовать, при этом не делая свободы выбора. И будущий математик, и гуманитарий изучали одни и те же предметы.
Стоит заметить, что профессия школьного учителя почти до самого развала СССР была достаточно уважаемой, а педагоги могли получать приличные деньги до 200 рублей в месяц, а также имели большой отпуск 56 дней и всегда летом.
Вместе с тем система советского образования не единожды претерпевала изменения. Некоторые предметы то исчезали из школьной программы, то опять появлялись.
Давайте вспомним, какие уроки больше не изучают ученики в современных российских школах, в отличие от их пап и бабушек.
1.Черчение
Этот предмет уже исключили из общей школьной программы не так давно, как другие - лет 10 назад, после активной компьютеризации и появления компьютерных программ для моделирования. А вот раньше без навыков «начерталки» в технический ВУЗ, которых в Союзе было большинство, попасть было нельзя. Ведь СССР была индустриальной страной - работали сотни заводов и фабрик легкой и тяжелой промышленности.
Школьников учили рисовать проекции фигур, сечение, схемы, пользоваться циркулем, линейкой, угольником. Помимо прочего, черчение развивало у юношей и девушек образное мышление. Также нужно было использовать специальный чертежных шрифт - это уже из серии чистописания.
Сейчас кое-где этот предмет ещё преподают в качестве факультатива.
2.Этика и психология семейной жизни
Для воспитания культуры отношений между мужчинами и женщинами и формирования идеала социалистической семьи как ячейки общества в советских школах для старшеклассников (10 класс) в 1985 году с приходом Перестройки появился новый предмет.
На уроках молодежи рассказывали о принципах взаимоотношений в семье, взаимоуважении, терпении, поддержке, рождению и воспитанию детей, умении бороться с трудностями, предотвращать и улаживать семейные конфликты. Дети пробовали рассчитывать семейный бюджет, заполняли анкеты, какую семью они хотят.
В нём были разделы, которые мальчики и девочки слушали вместе, но были и раздельные занятия - к юношам приходил врач-уролог, а к девушкам - гинеколог или завуч средних лет, имеющая детей.
После распада СССР предмет отменили. Вместо это детишкам сейчас рассказывают историю религий.
3.Начальная военная подготовка
Советские дети, не только мальчики, но и девочки, должны были быть с юности готовы к отражению атак врагов социалистического отечества, поэтому учеников старших классов обучали строевой, огневой и тактической подготовке, рассказывали об отечественных вооруженных силах. Показывали, как разбирать автомат, пользоваться ручной гранатой, противогазом, дозиметрами, уметь оказать первую медпомощь и т.д.
Как правило, занятии проводили "бывалые" солдаты - участники ВОВ или офицеры вооруженных сил, уволенный в запас.
В современной России общая допризывная подготовка молодёжи в школах не ведётся, поэтому предмет не изучают даже факультативно, за исключением специализированных учебных заведений с военным уклоном, например, кадетов.
4.Конституция СССР
Предмет изучался в 7 классе в ранне-советском периоде, где юных строителям коммунизма разъясняли государственное устройстве страны, роли руководящей партии КПСС, а также основных правах и обязанностях советских граждан. Предмет убрали из школьной программы в 1958 году.
И, если о других предметах ещё идут споры о возможности их вновь вернуть в учебную программу, то изучать Конституцию СССР, просто нет надобности. Сегодня Россия — другое государство с новой Конституцией и другим государственным устройством. Эти вопросы уже изучаются в рамках предмета «Обществознание», который включён в обязательную школьную программу.
5.Логика
Предмет стали преподавать в советских школах как обязательный по поручению самого товарища Сталина после окончания войны и до его ухода в 1953 году, хотя до революции он также входил в обязательную программу. Придя к власти, Хрущеве логику запретил окончательно, чтобы не перегружать и так перегруженных заданиями школьников.
По слухам, предмет изъяли из программы, так как отечественный менталитет не приветствует думающих людей. Все построено лишь на чтении и заучивании существующих догм. Ведь идеология советской школы строилась на авторитете учителей, где детей учили не доказывать свои утверждения исходя из логики, а обосновывать их дескать так написано в учебнике или так сказал учитель.
Сейчас предмет не является обязательным, поэтому каждая школа решает самостоятельно, включать её в учебный план или нет.
6.Чистописание
Каллиграфия досталась в наследство советской школе от царской России, лишь сменив название. Дисциплина была крайне занудной и требовала от учеников младших классов терпения и высокой концентрации внимания. Школьников учили не только чисто писать в специально разлинованной тетради для прописей, но и правильно держать ручку, чтобы буквы получались аккуратными, красивыми и под нужным наклоном. Считалось, что это развивает в детях полезные навыки как усидчивость, прилежание, умение работать и волевой импульс.
Сейчас в век цифровых технологий люди больше печатают на клавиатуре компьютера или мобильных гаджетов, чем пишут от руки, поэтому предмет ушел в небытие.