Найти в Дзене

Печальные флешбеки: как дети девяностых оказались на обочине жизни

Потерянное поколение — это термин из прошлого века? Увы, нет. Рядом с вами живут современные его представители. И они действительно оказались никому не нужны. В литературе и серьезных исследованиях нередко можно встретить термин под названием «потерянное поколение» (Lost Generation). В трактовке академиков всех мыслимых и немыслимых наук к этому поколению относятся молодые люди, которые ушли в раннем возрасте воевать на Первой мировой войне, а потом, вернувшись домой, не знали куда себя деть. Разумеется, все это переросло (просто не могло не перерасти) в новое направление в искусстве. Однако вот в чем штука: применительно к нашей стране термин «потерянное поколение» можно применить не только к людям, что жили в начале XX века. В России прямо сейчас обитает немало представителей современных «потерянных». Давайте же поговорим об этих людях. Сразу обозначу вот какую вещь. У того, о чем я сейчас буду говорить, нет устоявшейся терминологической базы — ее еще предстоит создать в будущем. О
Оглавление

Потерянное поколение — это термин из прошлого века? Увы, нет. Рядом с вами живут современные его представители. И они действительно оказались никому не нужны.

В литературе и серьезных исследованиях нередко можно встретить термин под названием «потерянное поколение» (Lost Generation). В трактовке академиков всех мыслимых и немыслимых наук к этому поколению относятся молодые люди, которые ушли в раннем возрасте воевать на Первой мировой войне, а потом, вернувшись домой, не знали куда себя деть. Разумеется, все это переросло (просто не могло не перерасти) в новое направление в искусстве. Однако вот в чем штука: применительно к нашей стране термин «потерянное поколение» можно применить не только к людям, что жили в начале XX века. В России прямо сейчас обитает немало представителей современных «потерянных». Давайте же поговорим об этих людях.

Сразу обозначу вот какую вещь. У того, о чем я сейчас буду говорить, нет устоявшейся терминологической базы — ее еще предстоит создать в будущем. Однако наука наукой, но прямо здесь и сейчас сотни миллионов молодых людей и девушек переживают, в общем-то, очень схожие проблемы. Заинтригованы? Тогда позвольте объяснить.

Долгое время — считай все стабильные союзные годы — молодежь изначально знала, что их ждет в будущем. Нет, я сейчас не про набившую оскомину «стабильность», хотя этот термин здесь вполне применим. Просто девчонки и мальчишки были уверены, что после школы их ждет еще одно учебное заведение (конечно же, бесплатное, пусть и с системой распределения), получение образования, армия, взрослая жизнь. Они были уверены, что рано или поздно смогут съехать от своих родителей, жить полноценной жизнью — в общем, жизненный путь этих людей складывался плюс-минус удачно.

Да, СССР не был раем на земле, его многие не любили, мечтали о его распаде и приходе капитализма. Однако в общем и целом эта система давала своим жителям главное — уверенность в завтрашнем дне.

Разумеется, я сейчас не про благополучие в современном смысле говорю: просто советские студенты точно знали, что после учебы иж ждет рабочее место, возможность вступить в партию, сделать карьеру и получить хорошую квартиру. Вопрос, насколько эти квартиры были «бесплатны», мы оставим для другого текста, хорошо?

-2

Поколение условных 70-х переживало ровно то же самое, просто их молодость пришлась на развал Советского союза. Рухнувший железный занавес и последний лязг системы под чарующие звуки лебединого озера открыл перед самыми пробивными невероятные возможности. Да, ни о какой стабильности речи не шло от слова «совсем» — люди голодали, спивались, умирали, деградировали. Вместе с тем новая историческая реальность дала то, что не мог дать Советский союз в лучшие свои годы: свободу слова, свободу заниматься тем, чем ты хочешь, возможность взять от этой жизни все.

Девяностые нельзя назвать самым сладким временем в истории современной России, однако в качественном смысле они значительно отличались от той действительности (читай — болота), в котором мы с вами живем здесь и сейчас. Мир был динамичен, в страну проникало все новое, люди сколачивали капиталы — не сильно ошибусь, если скажу, что едва ли когда-либо еще эти годы повторятся. Да, можно сколь угодно долго ворчат о «бандитском» душке новых хозяев жизни, однако — и это на самом деле главное — те годы дали условным детям 70-х возможность достичь нереальных высот. Безжалостная, но богатая на события декада.

-3

Уже в нулевые настала пора взросления ребят, которые родились в начале 80-х. Старт их карьеры как раз пришелся на эпоху нефтяного бума. Деньги в российской экономике водились — те, кто мог и хотел, богатели, выбивались в люди. Конечно, не так быстро как в девяностые, но все же. В стране появилась прослойка так называемого «среднего класса», которой в девяностые в РФ попросту не существовало.

И вот где-то на промежутке между второй половиной восьмидесятых — началом девяностых и появилось то самое «потерянное» поколение. Это дети, которые в последнюю декаду XX века ходили в детские сады/начальную школу, а в нулевые — доучивались в этой самой школе и получали высшее образования. Начало их карьеры пришлось на кризис конца нулевых, за которым последовал еще один кризис, вызванный понятно какими событиями: торговые санкции, слабый рубль, крымнаш, «ихтамнеты» и прочее, прочее, прочее.

-4

Что же отличает этих детей от всех предыдущих и последующих поколений? В социологическом смысле — срез двух эпох. Первые базовые знания и ценности они получали в девяностые, в инертные, «жирные» нулевые это воспитание лишь крепло, а потом началась другая эпоха, привыкнуть к которой оказалось не так-то просто. Внезапно выяснилось, что все ценности индивидуальности в современной России не имеют ровно никакого смысла — у нас тут ставка на кооперацию, команду и патриотизм.

В культурном плане «потерянные» оказались ближе к детям ранних 80-х — больше общих тем, все банально, да. При этом дети ранних девяностых фактически не понимают так называемых «зумеров». То есть молодое поколения, которое родилось в конце девяностых — начале нулевых и которое в силу другой культурной парадигмы, взглядов, ценностей и языка стало иным от слова «совсем». Трагедия в том, что и с условными восьмидесятниками «потерянные» до конца не могут быть на одной волне — во многом из-за возрастного барьера.

-5

В конечном счете вся эта прелесть наложилось на дичайшую демографическую яму поздних 80-х — начала 90-х. Детей девяностых банально мало в сравнении с теми же «зумерами» и «восьмидесятниками». В итоге получилось следующее: в стране образовалось вырванное из контекста поколение: дети девяностых и там не свои, и здесь — чужие. Между тем даже самые младшие из «потерянных» сегодня начинают создавать семьи, обзаводиться детьми, строить свою жизнь. Ну или просто тихо спиваться от осознания того, что жизнь проходит мимо, перспектив не то чтобы много, а соглашаться на однотипную работу, что-то продавать, уже в край достало — не для того же, в самом деле, высшее образование получали.

Судите сами. Дети девяностых не получили:

— Социальной стабильности. «Совок» развалили либо до их рождения, либо сразу после.

— Возможности «быстро» влиться в жизнь в девяностые. В тот период абсолютно все из «потерянных» пешком под стол ходили.

— Нажиться на плодах экономического бума нулевых. В те годы дети девяностых школы заканчивали и свое образование продолжали — единицы успели хоть что-то ухватить.

Все это наложилось на:

— Мировоззренческую ломку: в период начала карьеры «потерянных» власть начала «форматировать» мозги жителей, топя за патриотизм с приставкой «псевдо» и рассказывая сказки о загнивающей Америке и садомитах из Европы.

— Вьетнамские флешбеки из детства. Лишь у единиц оно было по-настоящему счастливым, большая же часть поколения успела хлебнуть дерьма если не в родительском доме, то на улице.

— Разрушение иллюзий. Нас учили, что каждый человек должен быть индивидуальностью, звездой. В итоге довольно скоро выяснилось, что работодатели и прочие «старперы» считают совершенно иначе.

-6

Что из всего этого вышло, можно наблюдать уже сейчас. Лишь единицы смогли, что называется, «выбиться в люди» — у большинства же потухли глаза. Даже смешно, что сегодня каждый второй «зумер» умудряется организовать какое-то маленькое, но свое дело, тогда как их «коллеги» десятью годами старше — смело пашут за копейки на дядю, поскольку им уже ничего от этой жизни не надо. При этом пашут тяжело, но лениво, а еще не чувствуют себя «своими» на этом празднике жизни. Парадокс? Нет, просто поколение, которое никому не нужно и представителей которого банально мало, чтобы с ним считаться. Таковы реалии.

***

К счастью, далеко не все из нас умудрились превратиться в безвольных, плывущих по течению жизни овощей. Этот журнал создан для того, чтобы рассказывать о событиях как раз с точки зрения представителей «потерянного» поколения. А что вы думаете о детях девяностых? Оставляйте свои комментарии под этой записью.