Музыка сопровождает нас всю жизнь. По сути музыка и есть жизнь.
Рождение
Самая узнаваемая мелодия в мире, посвящённая факту человеческого рождения - "Happy Birthday to You". Её поют всем. Предлагаю посмотреть фрагмент остроумных вариаций на тему песни композитора Питера Гейдриха, написанных в стилистиках разных авторов. Ещё больше радует звёздный состав исполнителей, среди которых Вы не можете не узнать Гидона Кремера, Вадима Репина, Мишу Майского, Юрия Башмета и других.
Родина
Родину, как и родителей не выбирают. Зато её можно воспеть в музыке, да так, что сердце защемит не только у твоих соплеменников. Русские просторы навсегда запечатлены в звуковых образах сочинений Чайковского, Рахманинова и Свиридова. Колорит чешских пейзажей воплотил Бедржих Сметана. Мрачная суровость норвежского климата слышится в сочинениях Эдварда Грига. У каждого народа - свой глашатай. Хватит слов, перехожу к музыке.
Послушайте отрывок из второй части Первой симфонии Петра Ильича Чайковского, озаглавленной "Угрюмый край, туманный край".
Музыка всей части исключительна напевна и широка. Две основные лирические темы проводятся у разных групп инструментов. И кажется не будет этой сочности и полётности конца, но наступает кульминация: вступают валторны fortissimo. Напряжение нарастает волнообразно и сопровождается напряжёнейшими хроматическими движениями у струнных. Высшая точка развития - одновременное проведение темы у гобоев, кларнетов и валторн. И резкий спад звучности. Опустошение.
ЛЮБОВЬ
Правит миром. О том как некоторые композиторы могут и умеют любить сделана отдельная публикация. Английский композитор Бенджамин Бриттен и тенор Питер Пирс познакомились в 1937 году и прожили вместе до смерти Бриттена в 1976 году. Влияние на музыку Бриттена, оказанное Пирсом трудно оценить, равно как и обратный процесс. Певец прожил ещё десять лет, посвятив себя исполнению сочинений друга. Похоронены они рядом.
На этой записи они ещё вместе, занимаются любимым делом: Бриттен аккомпанирует, а Пирс поёт песню "Любопытство" из шубертовского вокального цикла "Прекрасная мельничиха".
ПЕРВЫЙ РАЗ
У каждого он был свой. Например такой:
Или такой:
А может вот такой:
В любом случае, впечатления на всю жизнь.
СВАДЬБА
Знаковое явление - знаковая музыка. Музыку Феликса Мендельсона-Бартольди многие слышат только один раз в жизни - на церемонии бракосочетания. Итак, "Свадебный марш" шекспировской комедии "Сон в летнюю ночь":
Ох! Да это не свадебный, а траурный марш. И не Мендельсон, а Густав Малер. Ну так что это? Заимствование, цитата, эпатаж?
На самом деле Малер цитирует не "Свадебный марш" Мендельсона, а его "Песню без слов" № 3 из пятой тетради. По мнению музыковеда Йегуды Векслера это "крайне своеобразное выражение высшего трагизма музыкой почти вульгарной".
Остаётся вспомнить, в каком месте комедии звучит "свадебная музыка" Мендельсона и ... окончательно запутаться. Семейная жизнь - это не кедровые орешки в сахаре.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Каждый сталкивался в своей жизни с изменами и предательствами. Каждый предавал. Герой мюзикла "Jesus Christ Superstar" ("Иисус Христос - суперзвезда") Эндрю Ллойда Уэббера делает это трижды за экстремально короткий промежуток времени.
После вопля-отречения I don't know him! (Я не знаю его!) страх самосохранения у Петра исчезает, а приходит отчаяние с осознанием безмерной глубины собственной подлости.
МУДРОСТЬ
Персонаж Ветхого Завета точно охарактеризовал нашу жизнь одной фразой:
И сказал я в сердце моём: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моём, что и это - суета; потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.
Фрагмент третьей части Пятой симфонии Густава Малера, так называемый "акварельный" раздел, как раз про это. Слушайте!
Суета мира остаётся где-то снаружи. Наступает время поразмышлять, но при этом не принимать никаких решений, а просто лениво наблюдать за калейдоскопом своих мыслей и чувств. В музыкальном плане это реализовано как передача незавершённого мелодического построения от одних инструментов к другим – характерный метод малеровской оркестровки.
ПОХОРОНЫ
Единственное мероприятие в котором человек как бы участвует и не участвует. И по большому счёту, ему абсолютно всё равно, какая музыка играет, он её не услышит. Так что, давайте слушать, пока не поздно.
Хрестоматийная третья часть Второй фортепианной сонаты си-бемоль минор Фридерика Шопена. Композитор оплакивал этим маршем целый народ и не предполагал, что он станет обязательным номером в репертуаре кладбищенских оркестров.
Кстати, самого Шопена похоронили под него же. Эпические траурные марши Людвига ван Бетховена и Рихарда Вагнера можно использовать при проводах в последний путь какого-нибудь героя нации. А наиболее известное музыкальное произведение американского композитора Сэмюэля Барбера - Adagio для струнных (вторая часть Первого струнного квартета) - звучит всякий раз, "когда терпит катастрофическую неудачу американская мечта".
В финале традиционная несмешная байка:
Однажды молодой пианист Владимир Горовиц попросил совета у Артура Шнабеля.
- Совет? Когда доигрываете до трудного места, начинайте корчить рожи!
Ещё один совет читателям и авторам:
Сохраните уже себе каталог публикаций канала.