В детстве я видел у отца журналы «Наука и религия», тогда я не слишком задавался вопросами религии, потому что в нашей семье, как и в большинстве советских семей Бога не было, на темы божественного мы не говорили ни в семье, ни в школе. В подростковом возрасте я думал, что журнал «Наука и религия», это журнал, подчёркивающий единства науки и религии, что мне казалось заманчивой идеей. И только будучи уже взрослым, я понял, что журнал «Наука и религия» нёс в себе атеистическую миссию, фокусируясь на истории и теории научного атеизма, методиках и практике атеистической пропаганды и критике идеологий христианства, буддизма и ислама. После 1990-х журнал немного изменил свою тематику, стараясь развивать межконфессиональный диалог, обращаться к «вечным» темам, таким как смысл жизни и смерти, тайны бытия, загадки космоса и уделять больше внимания традиционным религиям России.
Для меня лично вопрос науки и религии, вставал каждый раз, когда я старался поговорить о Боге с отцом. Отец всегда уважал науку и был весьма умным и незаурядным человеком, я же «звёзд с неба не хватал», занимался спортом, читал, что попроще и к вере приходил больше не путём умозаключений, а откровений и ощущений. И даже когда для меня лично всё было ясно и вера, не требовала научных подтверждений и доказательств, каждый раз общаясь с отцом, я понимал, что без науки подход к нему не найти.
Я искал научные книги о Боге, старался найти высказывания нобелевских лауреатов о Божественном, чтобы найти возможность говорить о науке и религии с отцом. Пока три книги, из известных мне, наиболее подходят под определение «Науки и религии»: Фрэнсис Коллинз «Доказательство Бога. Аргументы учёного»; Алистер Макграт «Кто изобрёл Вселенную?» и Роберт Райт «Эволюция Бога». Хотя я, конечно, понимаю, что диалог науки и религии, только-только налаживается и перекосов с обеих сторон, всё ещё хватает, однако наша эпоха предоставляет нам возможности искать ответы на самые важные жизненные вопросы в единстве науки и религии.
Так как у человека есть и душа, и тело, то и поиск ответов на самые жизненно важные вопросы также нужно искать в двух сферах одновременно – в сфере внутреннего и трансцендентного и сфере внешнего и материального. Религия отвечает за поиск внутренней истины (цель и смысл жизни человека, существование Бога и потусторонняя жизнь, добро и зло), а наука за поиск внешней истины (знание о мире природы, тело человека, основы материального мира, естественные законы, различные физические явления). Стремясь искоренить невежество и обрести знание, религия и наука, каждая в своей сфере, стали методами поиска двух аспектов истины. Однако уже сейчас понятно, что пути науки и религии во многом пересекаются и стоящие перед человечеством проблемы должны разрешаться в едином русле, когда наука и религия развиваются в полном согласии друг с другом.
Часто люди отдавали предпочтение лишь одному из путей и искали счастье, либо в религии, либо в науке. Если искать ответы только внутри материального мира, отдавая пальму первенства науке, преклоняясь перед её всемогуществом и тем материальным благополучием, которое она обеспечивает, очень скоро понимаешь, что таким путём не удаётся удовлетворить желания скрытые в глубине души. Второй путь – выйти за рамки мира явлений и искать ответы в сущностном, причинном мире.
Несомненно, философия и религия, шедшие данным путём, внесли свой значительный вклад в поиски истины, однако они так и не смогли избавить человечество от страданий и дать исчерпывающие ответы на все вопросы о жизни человека и о Вселенной. Какие бы усилия человек ни прикладывал, он не может ни полностью отделиться от реальности, ни избавиться от физических желаний. Можно найти немало примеров того, как желание испытать физические радости овладевало даже людьми, избравшими путь духовных исканий и отказа от плотских удовольствий. Подобная противоречивость – это реальности жизни тех, кто избрал путь веры.
Подобно тому как личность человека может стать совершенной, только если его душа и тело сливаются в гармонии, идеальный мир может быть создан, только когда два мира – мир сути и мир явлений – образуют совершенное единство. Духовная радость не может быть полной, если тело человека не испытывает подлинной радости, и наоборот, тело не может познать всю полноту радости, если душа не испытывает подлинной радости.
Религия и наука, предназначение которых в том, чтобы преодолеть две стороны невежества человека, в ходе своего развития подчас занимали противоположные, непримиримые позиции. Однако для того, чтобы люди полностью избавились от невежества, как внутреннего, так и внешнего, и воплотили в жизнь добро, счастье и истинную любовь, религия и наука должны примириться, выступить как единое целое и разрешить все спорные вопросы.
Цитаты:
«Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди плохо образованные как в том, так и в другом».
Поль Сабатье
«Невозможно противопоставить религию и науку, поскольку они дополняют друг друга».
Макс Планк
«Наука без религии – хромая, а религия без науки – слепая».
Альберт Эйнштейн