Найти в Дзене

5 причин, почему в большинстве агентств недвижимости в России на маркетинг ложится огромный болт

Я 3-й год выполняю обязанности маркетолога в уже достаточно крупном агентстве недвижимости в Перми ( более 1 млн. жителей ). Сейчас наш штат более 50 человек и около 40 — это менеджеры по продажам.

Начинал как директолог ( специалист по настройке контекстной рекламы ), сейчас руковожу направлением онлайн-маркетинга.

За это время я посмотрел со стороны на нашу компанию и конкурентов и пришел к такому выводу: НИ У КОГО ( или почти ни у кого ) НЕТ НОРМАЛЬНО ВЫСТРОЕННОГО БЛОКА ПО МАРКЕТИНГУ

Не может быть!
Не может быть!

Сразу оговорюсь — наша стратегия digital-маркетинга в плане реализации хромает на обе ноги, есть куча проблемных зон, но даже с таким унылым маркетингом мы умудряемся оставаться 3 года подряд в лидерах по продажам от топовых застройщиков в городе, делать в среднем около 800-1000 уникальных обращений и закрывать 60-70 сделок, что при средней комиссии в 50 000 приносит компании от 1 млн. и более чистыми в месяц.

Это будут исключительно мои мысли, исходя из множество наблюдений. Я посещал обучения и награждения от застройщиков, общался с несколькими десятками агентств недвижимости на совместных мероприятиях, - именно так родились на свет эти 5 основных причин, почему же многие агентства недвижимости пренебрегают таким важным аспектом бизнеса, как МАРКЕТИНГ?

Можете включить фоном известную песню Игоря Николаева, я начну проливать свет на причины отсутствия должного маркетинга у агентств недвижимости

1-я причина - это лооожь...
1-я причина - это лооожь...

1. ОТСУТСТВИЕ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Это главнейшая причина! Если руководители не понимают куда они направляют свое детище в лице агентства, то все остальные телодвижения превращаются в сумбурный набор действий или броуновское движение.

Пускай иногда этот «танец-импровизация» и дает неплохие краткосрочные результаты, но в отсутствии глобальной цели — это просто агония перед смертью.

Как это должно выглядеть?

Руководитель озвучивает своему руководителю по маркетингу цели и цифры, к которым он со своей компанией хочет прийти через год. Далее, на основе этих цифр, формируются примерные бюджеты и каналы привлечения клиентов на год. Затем год делится на квартал, квартал на месяц. Звучит безумно просто. Но этого почти никто не делает.

Отсутствие подобной простой и понятной цепочки приводит к тому, что мы не понимаем, насколько успешной или не успешной оказалась наша рекламная компания.

В итоге директор по маркетингу вроде бы приводит цифры и детали в отчетах: «потрачено 150 000, получено 580 обращений с рекламы, стоимость 1 уникального обращения — 259 рублей без учета НДС», но что это означает? Что стоимость 1 лида на 60 р. меньше чем в прошлом месяце? Хорошо. Иии? Иии...ну ох**нно же! Локально, да, очень даже отлично. Но если эти цифры никак не привязаны к итоговой цели, то они почти не несут никакой смысловой нагрузки.

Если руководитель агентства недвижимости озвучил цель так: «в рамках бюджета 300 000 в месяц получать не менее 1000 уникальных обращений», то уже можно фиксировать процент выполнения, в случае перевала за рамки бюджета или, наоборот, когда потрачена меньшая сумма.

Моя реакция, когда выполнил цель
Моя реакция, когда выполнил цель

2. НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ МАРКЕТОЛОГ

Причина номер 2, которая встречается не реже, чем все остальные. Как правило, эта проблема тянется в упряжке с 1-й.

Типичная ситуация — когда бюджет на каналы привлечения расходуется по принципу: «давайте сюда закинем, и сюда, а дальше видно будет»

Этот принцип пополнения рекламных площадок со стороны руководителей агентств вполне можно понять, так как некоторые застройщики оплачивают комиссионные вознаграждения раз в квартал или раз в полгода и в определенные периоды спада продаж — денег на рекламу просто нет.

Чего нельзя «понять и простить», - так это хреновую компетенцию, плохое знание инструментов и их использование.

Почему так происходит?

Иногда маркетологов и руководителей назначают по большой любви или дружбе. Директора АН назначают ответственными за сердце бизнеса ( именно так называют маркетинг в некоторых кругах ) близких по-духу и преданных людей. Это очень правильно. Но…что еще более важно, так это наличие НУЖНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.

Ты можешь быть классным парнем, уже второй год верой и правдой работающим бок-о-бок с директором «АН Людмила» Виктором Степановичем, и в баню вы ходите вместе и отмечаете каждую пятницу в баре...в общем — у вас масса общего.

Вы меняйте картриджи в принтере в его агентстве.

И Виктор Степанович ставит вас ведущим маркетологом, зная что вы прошли 30-минутные курсы по маркетингу, легко-обучаемы и всегда возвращаете долги вовремя. Я сейчас почти не преукрашиваю — именно по такому принципу периодически подбираются люди на позицию маркетологов.

Вы умейте жонглировать? Да. Тогда вы приняты главным вирусологом в наш штат!
Вы умейте жонглировать? Да. Тогда вы приняты главным вирусологом в наш штат!

3. НЕЭФФЕКТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА

Как я уже говорил ранее, во многих кампаниях, которые занимаются продажей недвижимости, пополнение рекламных каналов происходит по мере поступления средств.

Если сюда добавить еще и не особо эффективное распределение средств, то картинка становится еще более мрачной.

Опять же, эта причина привязана к некомпетентности сотрудников. Если у вас нет четких цифр по рекламным каналам по периодам, то очень сложно делать выводы о перераспределении бюджета и мы начинаем тыкать пальцем в небо.

Эти цифры на блюдечке должен вам предоставить маркетолог или директор по маркетингу, если в компании есть ответвления.

Хороший пример: «Тамара Васильевна, за последний квартал было потрачено 640 000, Авито — 300 000, N1 + ЦИАН — 140 000, контекстная реклама на наш брэндовый сайт — 120 000, Инстаграм+фейсбук — 60 000, остальное расклейка. Самые дешевые и эффективные заявки с контекста и таргета. Предлагаю в следующем квартале перераспределить 20% рекламного бюджета на более эффективные каналы»

Конечно же Тамара Васильевна даст добро! Если она в своем уме и трезвой памяти.

Маркетолог и директор по маркетингу ОБЯЗАНЫ знать цифры своей зоны ответственности и действовать отталкиваясь от них.

Когда до сдачи квартального отчета осталось меньше часа.
Когда до сдачи квартального отчета осталось меньше часа.

4. МЕНЕДЖЕРЫ ПО ПРОДАЖАМ ПЛОХО ОБРАБАТЫВАЮТ ПЕРВИЧНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ

Казалось бы, при чем тут менеджеры вообще? Сейчас поясню.

Вы, как маркетолог, отлично справляйтесь со своей работой и обеспечивайте около 500 уникальных касаний с вашей компанией в месяц.

Но менеджеры выжимают из этих обращений всего 8-10 сделок. Причин может быть множество:

- часть лидов действительно не самого лучшего качества;

- менеджеры не получают вовремя уведомления о заявках и берут их в работу через 30-40 минут, а не в течении 2х минут, как необходимо;

- менеджеры плохо отрабатывают скрипты и возражения;

И так далее.

В следующем месяце или квартале вы увеличивайте количество обращений, но картина по сделкам не меняется. А если количество денег в кармане у собственника агентства не увеличивается, а рекламные траты растут ( как известно, Яндекс, Гугл и тематические агрегаторы только увеличивают цены на свои услуги ), то логично, что директор АН будет урезать рекламный бюджет.

Как же быть?

Начать взаимодействовать с руководителями отделов продаж и менеджерами, прослушивая разговоры и читая обработку заявок ( я надеюсь, почти все знают и используют CRM ).

В первую очередь, найти людей, которым «не похер» на результат и которые действительно стараются расти и обучаться. Таких видно невооруженным взглядом. Они постоянно на телефоне, говорят только по делу и делают львиную долю оборотки в кампании.

Иногда небольшая деталь, внедренная в компании, дает потрясающий эффект.

В нашей компании очень классно сработала имиджевая история с отзывами. Я поставил для себя задачу — получить за 2019 год более 100 положительных отзывов о сотрудниках и компании на сайтах-отзовиках и группе ВК. Для этого я постоянно дублировал менеджерам важность наличия отзывов, мы создали страничку на сайте под каждого менеджера, где транслировались его отзывы.

Мы реализовали эту цель. И сейчас, сделок по-рекомендации примерно в 3 раза больше, чем год назад, а это большая прибыль для компании с минимальными затратами.

Примерно так сейчас выглядит наш офис внутри.
Примерно так сейчас выглядит наш офис внутри.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИВЫЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ КАНАЛОВ

Расклейка….бл….Расклейка! У некоторых соискателей наличие расклейки объявлений в кампании является первичной причиной не работать в этом агентстве. Я серьезно сейчас. Сижу напротив HR-а.

Поймите, я совсем не против использования рекламных каналов ( будь-то офлайн или онлайн ), которые работают. Но сфера недвижимости в подавляющем большинстве застряла году в 2006, где основным источником являлись билборды.

Есть несколько федеральных игроков, диктующих, как правильно и нужно делать, но в большинстве — темно и сыро.

Закругляюсь. Будет отлично, если после прочтения вы решите сделать первое микро-изменение в своем агентстве недвижимости. Надеюсь, что был чуточку полезен ; )