Душа обрастает нутряным салом. Лениво охает и ворочается, если ее беспокоят, разморенно храпит, если никто не тревожит. А в программе «Время» гибкая, длинная стрелка, подрагивая отбивает секунды. И они падают вниз, в прошлое. Но нет сил, которые могли бы перевернуть песочницу жизни и заставить течь время вспять. Такой силы нет. А мы забываем о необратности времени. Сидим, глазеем, болтаем. А гибкая, упругая стрелка бежит и бежит по кругу.
Если она выйдет из строя, ее заменят. Заменит кто-нибудь и нас под солнцем. Но почему наш след так быстро заметет метель времени? Да потому что глубоко не пашем.
Читаю. И очень часто встречаю слабые литературные поделки. И мысль гризется изнутри: ведь пишут люди... А ты что, не можешь? И отвечаю сам: я не хочу. Но снова голос: горденький нашелся. Ни денег не скопил, и руку не набил. Ты просто лодырь. Хоть и далеко не глуп. Но глупый и несмелый лодыришка. И непростительно судить другого — не создавая самому ни слова.
«Что книга последняя скажет, в душе его сверху и ляжет»…
Н.А.Некрасов
Поймал себя на мысли, что становлюсь похожим на толстовского Ивана Ильича. Тот старательно отгораживался от семьи, загружаясь доотказа работой, картами в дружеской компании.
Вот и я становлюсь квартирантом в своей семье. И буквально с пробуждения во мне закипает раздражительность. И пошло-поехало. В груди пухнет злость, она сквозит в жестах, в тоне, в подборе слов. Я становлюсь груб, резок, язвителен. И противен сам себе.
Да, все реже говорим, советуемся, спорим.
Все равнодушнее к проблемам друг друга. А может отсюда все недовольство, все распри? …Странное дело! Замечаю, причем не первый раз, что мягчаю душой, светленю после исповеди на бумаге. Это мой единственный собеседник, моя отдушина. У нее я прошу совета, ей оправдываюсь. Говоря пером, я как бы со стороны смотрю на себя и трезвее оцениваю поступки.
__________
Это будет хорошо для работы. Давай так, батенька, берись за работу!
3 марта 1979 года. Из дневника Евгения Жаплова, 1979 год
Календарь природы
Июнь
19 после обеда дождь. Он продолжался и ночью.
20 без дождя. Ветрено. Прохладно. 18-200С.
С 22 на 23 вечером прохладно – аж пар изо рта.
И смена настроения, а может быть и ритмов. Валится перо из рук и неохота шутить с бабами. Вообще я сейчас замкнут. Писание на прежнем уровне – противно.
Сюжеты
1. Танк из пластилина.
2. Рассердился зять на тещу… (о Роменском, его семейной жизни, стремлении к самостоятельности).
3. Взрыв семейных рельсов (звонок Юртеева).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Раздрай в деревне Саперкино. Записки журналиста, 1979 год