Найти в Дзене
Хакнем Иудаизм

— Не по своей воле ты родился. Человек не должен приближать свою смерть

Источник фотографии: https://znaj.ua
Источник фотографии: https://znaj.ua

Начнём с того, что «Еврейская энциклопедия» говорит о строгом запрете на суицид для евреев, однако в «Ветхом Завете» есть и положительный пример самоубийства, описанный в «Книге Судей». Здесь богатырь Самсон, попавший в плен филистимлянам (врагам евреев) и ослеплённый ими, в тот момент, когда они большой толпой глумились над ним, свалил две опорные колонны храма. Крыша здания рухнула, погребя под собой богатыря и множество филистимлян.

Перед этим Самсон обратился к Создателю: «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем» (Суд. 16:28-30). Так Самсон формально совершил суицид, но, по сути, это было актом борьбы с врагами и он умер, навеки оставшись в легендах и преданиях.

Подобный пример имеется и в еврейской истории. Здесь защитники крепости Массада, среди которых были женщины и даже дети, совершили массовое самоубийство, не желая попасть в руки римских солдат. Об этом рассказал известный историк древности Иосиф Флавий.

Вновь обратившись к «Библии», мы увидим случай отказа от суицида в «Книге Иова». Этот человек страдает от множества потерь (здоровья, детей, общественного положения, материального благополучия). Он переживает одиночество, гнев, тревогу, унижение, страдание от физической боли и депрессию. Жизнь отвергла его и он ощущает привлекательность смерти, утратив надежду на изменения в будущем. Даже жена толкает его на самоубийство: «И сказала ему жена его: «Ты все еще тверд в непорочности своей! Похули Бога и умри!». Однако Иов отрекается от этого шага, хотя в данном положении он кажется единственным выходом. Иов отвечает жене так: «Ты говоришь, как одна из безумных! Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:9). Читая далее, мы узнаём, что этот человек был многократно вознаграждён за своё терпение и верность Создателю, который категорически запретил самоубийство.

Открыв «Книгу Екклесиаста или Проповедника»  и читая "Пролог", сначала можно прийти к мысли о том, что человеческая жизнь бессмысленна и никчёмна: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа!» (Еккл. 1-3, 14). Однако продолжая чтение и раздумывая над прочитанным, мы приходим к важному выводу: познание нашего Создателя и служение Ему — есть главная цель каждой жизни и человек не может прервать её земной цикл, совершив убийство самого себя.

Раби Бенджамин Блех — известный современный богослов и проповедник так говорит о самоубийстве: "Согласно еврейской Традиции, самоубийство — тяжкий грех. В определенном смысле это убийство. Всевышний дарует нам жизнь, и только Он имеет право отнять ее. В «Мишне» сказано: «…не по своей воле ты создан, не по своей воле родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь и не по своей воле должен будешь держать ответ и давать отчет перед Всевышним, благословен Он!» (Пиркей Авот 4:22).

В еврейской среде самоубийство никогда не было распространенным явлением. Какие бы трудности и страдания ни выпадали, евреи всегда знали, что отнять жизнь может только Всевышний. История смерти раби Ханины бен-Терадиона, описанная в Талмуде, является ярким тому примером. Римляне завернули раби Ханину в свиток Торы и подожгли. Ученики умоляли его открыть рот и вдохнуть пламя, чтобы ускорить смерть. Но раби Ханина отвечал: «Только Тот, Кто вложил душу в тело, имеет право забрать ее. Человек не должен приближать свою смерть».

В своей книге «Эхо нацистского Холокоста в раввинской литературе» раби Зиммельс пишет о том, что в страшные годы Холокоста люди испытывали отчаяние, приводящее к самоубийству, но не теряли и надежду, дающую волю к жизни. Можно предположить, что пессимизм и отчаяние преобладали, но это не так. Историки отмечают поразительно малый процент самоубийств среди евреев в годы Холокоста.

Согласно еврейскому закону,  тело человека принадлежит Всевышнему и никто не имеет права ставить под угрозу, повреждать или уничтожать Его собственность. Вот почему евреи не приемлют самоубийства. Кодекс еврейских законов постановляет: по самоубийцам не соблюдают обычные нормы траура.

Автор: Иван Иванов, образование — высшее, сегодня — пенсионер Минобороны РФ.

-2