Подруга недовольно смотрит на меня. Ей не понравилась моя книжная рекомендация. Говорит: «Какая же Эмма невыносимая дура!» Это она о легендарном романе Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». И я согласна с ней. Героиня – катастрофа. А истории про адюльтер – невыносимое чтиво.
Но давайте разбираться.
С самого раннего детства у девочек спрашивают: «Где же твой принц?». Стоит прийти в общество ненакрашенной – приведи себя в порядок, ты же девочка. Девочки любят платья и рюши. Пришла с работы уставшая, бросила одежу на пол – нельзя, хорошие хозяйки не забираются в туфлях в кровать. Они украшают дом, расставляют цветы по подоконникам.
И только попробуй сказать, что идеальный принц со всеми этими конями и высокими башнями не особенно нужен: вполне подойдет и добрый или умный (без отваги), или красивый (без душевностей и Пастернака). Или уже хоть какой-нибудь. Только признаваться в подобном нельзя. Потому что все хотят неземной любви, чтобы страстные объятия под дождем на фоне Эйфелевой башни, чтобы загнал трех коней на пути к тебе. И чтобы без пива, целлюлита и еды в постели (на шелковых простынях).
Вот и Эмма Бовари тоже так хотела. Все детство она читала любовные романы, а потом вышла замуж. Ее муж Шарль оказался хорошим человеком, но до принца ему как до Луны. А все ли уверены в день свадьбы, что подающий надежды молодой человек в итоге лишь растолстеет и расслабится? Шарль так и сделал. А Эмма хотела быть хозяйкой уютного дома, одеваться в красивые платья, быть женой уважаемого человека. Но ничего не вышло. И что делать? Бежать? А как же ребенок? Развестись? Это и сейчас непросто, а в XIX веке тем более. Смириться? Этот вариант кажется самым правильным. Но ведь так хочется любви. Вот и пришлось искать ее у тех, кто разбирается в опере, устраивает большие балы, говорит страстные комплименты.
И кто бы знал, что любовь – это гораздо больше, чем нежные слова, горячие обещания, тайные встречи, красивые мужчины. Эмма не знала и очень дорого за это заплатила.