Подготовка кадров - важная составляющая работоспособности любого федерального органа исполнительной власти. Когда-то в далёком 1993 году была создана Российская таможенная академия, которая была задумана в качестве кузницы таможенных кадров. За годы своего существования она подарила стране большое количество выпускников, многие из которых оправдали в конечном счёте ожидания таможни.
Но, к сожалению, сегодня наблюдаются плачевные тенденции, имеющие свойство укрепляться. Конечно, образование в стране, в целом, по всем фронтам катится в известном направлении. Но больнее всего это сказывается на ведомственных ВУЗах. И РТА эта беда, увы, не оставила в стороне.
Конечно, раньше и трава была зеленее, и солнце ярче. Но проблемы куда глубже. Конечно, разговоры про то, что академия уже не та, идут давно. Но последние лет 5-7 это приобретает ужасающие формы.
Если откатиться примерно на 20 лет назад, то мы увидим студентов академии, на плечах которых красуются погоны прапорщиков таможенной службы, которым платится даже небольшая заработная плата – да, да, то самое денежное довольствие слушателя академии (те, кто помнит, смахнули скупою слезу ностальгии), которое - внезапно - значительно выше этих стипендий, и идёт трудовой стаж. Но болезненное распогонивание таможни, которое произойдёт несколькими годами позже, отбросит на несколько шагов назад ведомство в целом, не говоря уже про РТА.
Однако академия сумела очухаться после той реформы и смогла сохранить свой потенциал ещё лет 10... В первую очередь, РТА была сильна преподавательским составом, часть которого состоял из действующих (которым, ведомственными НПА даже, внезапно, давали для предодавания оплачиваемое работодателем время) и бывших таможенников. Чуть позже из самих выпускников академии. Именно этот состав и вкладывал реальные знания в юные головы будущих госслужащих. Многие выпускники академии распределялись по таможенным органам в зависимости от результатов своей учебной деятельности. Будем честны, но на многие приоритетные направления отправлялись выпускники, родители которых имели финансовые или административные ресурсы. Куда ж без этого.
Так или иначе, обучение в академии можно было назвать полноценной подготовкой кадров для таможенной службы. Наличие диплома РТА на стартовых позициях выгодно отличало выпускника от выходцев из других ВУЗов. На них возлагали надежды. Оправдывались они не всегда, но процент осечек был на порядок меньше, чем сегодня.
Кстати, уже как лет пять, распределение отменили. Причем особенно болезненно это отразилось на тех, кто шел именно за стабильностью и распределением. Выпускники нынче предоставлены сами себе. Далеко не все потом пытаются трудоустроиться в таможенные органы. Многие даже не хотят. Осознав, что в таможне получают маленькие зарплаты, а возможность мутить дела сводится к минимуму, студенты и не скрывают своего пренебрежения к таможенным органам. Заветная цель многих - получить диплом и уйти восвояси.
Последние годы таможня остро испытывает кадровый голод в реальных специалистах. РТА всегда была хорошим резервом. Но ситуация изменилась. Этот факт приходится констатировать с болью в сердце, но это действительно так. На выпуске в массе отсутствуют элементарные знания и представления о таможне, которые раньше по умолчанию держались в головах. В наш уютный ЧЗТ с некой периодичностью забегают студенты РТА с весьма странными вопросами, задачками и просьбами помочь разобраться в тех или иных моментах таможенного законодательства. Учитывая характер задаваемой повестки для обсуждения, можно сделать неутешительный вывод о каше в головах студентов, а что ещё печальней - в головах преподавателей.
Мы не будем сейчас спускаться до смищных (хотя и не очень) примеров, когда исходные данные основываются на неактуальных таможенных кодексах (лекции по ТК РФ в 2019 году прилагаются). Всё куда хуже. Многие преподаватели сегодняшнего дня узнают про таможню и текущие бизнес-реалии только после трудоустройства в саму академию. И хорошо еще, если вообще узнают, а не читают лекции по ранее изданным учебникам, «творчески дополняя» шедевральными знаниями политэкономии. Да-да, те самые, внезапно, требования предоставить оферту и акцепт, документальное подтверждение сделки, («ШТААА??? Шта вы курите???» - говорят получившие такие запросы декларанты) – они именно оттуда. А чего стоят эмоциональные баталии действующих таможенников с такими преподами на курсах по повышению квалификации? Сплошной фейспалм.
Начитавшись теории (которая зачастую расходится с практикой) и, сформировав своё экзотическое мнение по таможенному делу, эту ерунду они транслируют студентам. Часть этих студентов становится таможенниками. Наблюдая за выпускниками последних лет, я не могу не констатировать, что ситуация тревожная. Это потом, может быть, мы из них сделаем профессионалов (но это не точно). Но на стоковых позициях всё выглядит куда более, чем печально.
Но это уже последствия упадка уровня таможенной академии. В чём же причина?
Причина весьма банальна и проста. Были созданы все условия для того, чтобы у действующих таможенников отпало какое-либо желание нести свет юным таможенным падаванам. И финансовая составляющая (которая раньше была на более менее достойном по сравнению с другими ВУЗами уровне) здесь не самое ключевое. РТА превратили в полноценный филиал бюрократического ада. Справки, отчёты, сводки. Конечно, это было и раньше, но не в таких абсурдных и дублирующих объёмах. Всего этого бреда таможенникам хватает и на основной работе. В итоге мы получаем картину, что вместо получения удовольствия от преподавательской деятельности в РТА, это занятие превращается в умопомрачительную рутину. Особенно за смешные деньги, которые не покрывают преподавательский труд.
Постепенно преподаватели старой закалки, составляющих костяк РТА, ушли. Многих зачем-то выжили. Преподаватели из числа действующих должностных лиц таможни, которые были способны закреплять теорию примерами земельной практики, демотивировали абсурдом. И да-да, сейчас в таможнях всех же оптимизировали, поэтому всё преподавание – в свободное от работы время (многие студенты готовы ждать до 18-00? А многие таможенники готовы потратить один из своих выходных?)
Другой немаловажной причиной стали инициативы Минобра, установившие требования к наличию учёной степени для преподавательской деятельности. Как не трудно догадаться, этот фильтр отсеял много толковых людей. Да и откуда она у замордованного реалиями службы таможенника?
На их место пришли другие, мягко говоря, некомпетентные, но отвечающие всем требованиям «специалисты», а также «многостаночники-почасовики» (да-да, преподы тоже люди, и кушать хотят), читающие и здесь, и там, от менеджмента в каком-то университете до СУР в РТА... И эти люди потом выпускают недееспособные в таможенных целях орды выпускников.
Некоторые из них даже оседают в РТУ и даже на Филях. Там, в свою очередь, они прикладывают свою руку к мертворождённым приказам и инструкциям. Или пытаются учить таможенников на земле жизни смыслу бытия, что не менее смищно (реальный случай – проверяющий орал о том, что нет коносамента, тыкая при этом в красивую бумажку с надписью Bill of Lading).
В итоге мы имеем неутешительную картину, когда не́когда высококвалифицированная кузница таможенных кадров уронила гордое зелёное знамя и превратилась в средненький ВУЗ, который не справляется со своей основной задачей.
Кому выгодно такое положение вещей? Подумайте об этом.
------------------------------
© Telegram-канал Злой таможенник
Больше статей. Без цензуры: