Найти тему
Александр А.

СОКРОВИЩА ГРАФА УВАРОВА

Портрет работы О.А. Кипренского. 1816
Портрет работы О.А. Кипренского. 1816

Ни многолюдством, ни фундаментальной промышленностью, ни красотою современной архитектуры Можайск не славится. Зато знаменит историей, преданиями и легендами.

Стоявший вдоль большой дороги из Москвы в Литву этот город-крепость на протяжении веков грудью, самоотверженно защищал столицу Руси. Всего лишь три или четыре раза врагам удавалось с огромными потерями захватить его и предать огню и разрушениям.

Тем не менее, в Можайске уцелели архитектурные памятники разных эпох.

Прежде всего, Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь XVI столетия (над поймой Москвы-реки), в главном соборе которого относительно недавно были обнаружены фрагменты фресок мастеров школы Дионисия.

Храм Святых Иоакима и Анны – в самом центре, на улице Крупской (бывшей Ахтырской) - относится к XVIII веку.

Неподалеку, на территории бывшего кремля, помимо прочего, мы увидим небольшую, строгую по формам церковь Петра и Павла, в основе которой фрагменты постройки времён Иоанна Грозного.

И здесь же, буквально в нескольких шагах, возвышается на крутой горе ажурный «готический» Ново-Никольский собор, сооружённый по проекту архитектора А.В. Бакарева. Храм упомянут Львом Толстым в «Войне и мире»: мимо него утром 25 августа 1812 года проезжал на Бородинское поле Пьер Безухов.

Цветной снимок С.А. Прокудина-Горского. 1911
Цветной снимок С.А. Прокудина-Горского. 1911

Из этого собора происходит хранящаяся ныне в Третьяковской галерее резная статуя Николы Можайского (XIV или XV век). Святитель предстаёт в виде грозного защитника Можайска; в одной руке он держит меч, в другой – условное изображение каменного града, окружённого зубчатой стеной.

-3

А вообще говоря, кремлёвская территория – остатки более древнего городища со следами белокаменного вала…

Внимания заслуживает, безусловно, и Дом-музей выдающегося советского живописца С.В. Герасимова.

В 32 КИЛОМЕТРАХ северо-западнее Можайска, на берегу реки Иночь, расположено Поречье – бывшее имение графа С.С. Уварова.

Первыми здешними владельцами, согласно писцовым книгам, были дворяне Протопоповы; на исходе XVII столетия сельцо куплено князем Б.И. Прозоровским.

В 1723-м Поречье становится вотчиной Екатерины I. А когда на престол взошла императрица Елизавета Петровна, она пожаловала Можайского уезда Болычёвскую волость, куда входило и Поречье, своему фавориту графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. Его потомкам усадьба принадлежала до 1818 года и затем в качестве приданого была отдана единственной дочери Алексея Кирилловича Разумовского, вышедшей замуж за вышеупомянутого Сергея Семёновича Уварова.

Усадьба Поречье. Акварель Л. Пича
Усадьба Поречье. Акварель Л. Пича

УВАРОВ в молодости находился в гуще литературной жизни тех лет. Он изучал античных писателей, писал научно-популярные статьи по древней филологии на русском, французском и немецком языках, предложил проект организации Восточной академии в Петербурге и свой взгляд на преподавании истории в учебных заведениях России. Наконец, он был организатором и активнейшим участником весёлого «Общества Арзамасских безвестных литераторов». Среди уваровских друзей и знакомых - В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, князь П.А. Вяземский, Д.Н. Блудов, В.Л. Пушкин, А.И. Тургенев… Он переписывался с И.В. Гёте, Ж. де Местром и другими мировыми знаменитостями. На «арзамасской» почве первоначально сблизился с Уваровым и юный Александр Пушкин.

Пути преуспевающего чиновника (Сергей Семёнович стал президентом Академии наук и министром народного просвещения) и признанного поэта вновь пересеклись в 1830-х годах. Первым попытался возобновить знакомство сам Уваров. Он был в восторге от стихотворения Пушкина «Клеветникам России» и, возможно, хотел заполучить его перо и превратить первого поэта России в политического публициста, пишущего в проправительственном ключе. Мечты Уварова, как полагали советские литературоведы, состояли в том, что он «преодолеет недоверие к Пушкину Его Величества, и благонамеренная газета станет выходить под бдительным оком министерства народного просвещения».

Портрет работы В.А. Тропинина. 1827
Портрет работы В.А. Тропинина. 1827

Осенью 1832-го Уваров и Пушкин встретились лично. В то время Сергей Семёнович проводил знаменитую впоследствии ревизию Московского университета и периодически посещал лекции, на каковые приглашал, в том числе и Пушкина.

Один из таких эпизодов, имевший место на лекции профессора русской словесности И.И. Давыдова, изложен в воспоминаниях писателя-классика, а тогда студента Ивана Гончарова: «Появление поэта в аудитории произвело сильное впечатление на студентов. «Вот вам теория искусства, — сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, и указывая на Давыдова, — а вот и само искусство», — прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отчеканил эту фразу, очевидно, заранее приготовленную… Тут же ожидал своей очереди читать лекцию, после Давыдова, и Каченовский. Нечаянно между ними завязался, по поводу «Слова о полку Игоревом», разговор, который, мало-помалу перешёл в горячий спор. «Подойдите ближе, господа, — это для вас интересно», — пригласил нас Уваров, и мы тесной толпой, как стеной, окружили Пушкина, Уварова и обоих профессоров. Я не помню подробностей их состязания, - помню только, что Пушкин горячо отстаивал подлинность древнерусского эпоса».

Незадолго до этого поэт сообщал супруге в письме: «В Московском университете я оглашённый. Моё появление произведёт шум и соблазн, а это приятно щекотит самолюбие».

После Москвы отношения между Пушкиным и Уваровым вроде бы стали налаживаться. В декабре того же 1832 года Уваров высказался в пользу избрания Пушкина в действительные члены Российской Академии. К слову сказать, избрание это прошло почти единогласно, против было подано только два голоса. Александр Сергеевич иногда посещает вечера в уваровском доме, которые, правда, ему решительно не нравятся.

Однако спустя три года Сергей Семёнович неожиданно резко раскритиковал пушкинскую «Историю пугачёвского бунта», а вскоре произошло то, что стало притчей во языцех среди петербургского общества. Рассчитывая получить громадное наследство своего тяжело заболевшего родственника графа Д.Н. Шереметева (тот не был женат и не имел детей), Уваров поспешил опечатать личной печатью его имущество. Но Шереметев неожиданно перемог недуг, а Пушкин сочинил по этому поводу сатиру «На выздоровление Лукулла. Подражание латинскому», которое появилось в печати. Уваров, узнав себя здесь, бешено возненавидел автора и травил его до конца жизни. Мало того, он пожаловался царю, и Пушкину пришлось иметь неприятное объяснение с шефом жандармов графом А.Х. Бенкендорфом. С того момента невзгоды посыпались на поэта как из рога изобилия.

ВПРОЧЕМ, взаимоотношения Пушкина и Уварова – тема особая. А нам хотелось бы вернуться к летописи усадьбы Поречье.

К 1837 году по заказу Сергея Семёновича известный архитектор Доменико Жилярди построил в графском владении новый двухэтажный каменный дворец в позднеклассическом стиле с восьмиколонным портиком. Венчавший здание полностью застеклённый бельведер выполнял функцию светового фонаря над центральным залом Порецкого музеума.

Что греха таить, Уваров собрал тут непревзойдённую сокровищницу искусств. Редкие книги и рукописи, живописные полотна Рафаэля, Я. Иорданса, Б.Э. Мурильо, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова. В разделе скульптуры находились творения Ж.А. Гудона, А. Кановы и др., бюст Юпитера из помпейских раскопок, антики с Кипра, Саламина, Черноморского побережья. Особняком располагались коллекции старого русского быта, мебели, нумизматики, предметы каменного и бронзового веков…

Акварель Л. Пича
Акварель Л. Пича

«Прекрасные размеры, избранные для этого зала архитектором Жилярди, - отмечал журнал «Москвитянин», - свободно красуются здесь в пурпуровом цвете стен и белизне мраморного стукко… Освещение так обильно, что его можно назвать великолепным; оно тем приятнее действует на входящего, что в этот храм ведёт единственный вход из библиотеки… Самую середину зала занимает главная драгоценность порецкого замка – античный памятник».

О чем же идёт речь?

В 50-Х ГОДАХ XVIII века в Рим из Дрездена приехал молодой искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман. Тогда на юге Италии проводились раскопки древних городов Помпеи и Геркуланума, погибших при извержении Везувия. Винкельман, страстно влюблённый в античность, открыл огромную художественную ценность найденных при раскопках статуй и мозаик. Он был первым автором глубоких исследований о греческой и римской пластике.

Портрет работы А. Кауфманн
Портрет работы А. Кауфманн

Во дворце кардиналов Альтемпс Винкельман увидел чудесный образец древнего ваяния, обнаруженный раскопками, вероятно, в конце XVI столетия; крышка его утрачена. Немного позднее он был зарисован П.П. Рубенсом. В трудах Винкельмана этот предмет описан как «овальная урна». Однако в других источниках его называли саркофагом.

Во времена С.С. Уварова вывозить его из Рима было запрещено, но к 1843 году, в результате разногласий между двумя ветвями рода Альтемпс, саркофаг оказался за пределами дворца, в бывшей церкви иезуитов на Пьяцца Навона.

Тогда же Уваров приобрёл сей раритет (кстати, он тоже не считал его саркофагом) и отправил в Поречье, где его поместили на втором этаже дворца, в зале с тёмно-красными стенами и светлыми пилястрами. На пьедестале памятника значилось: «Ex aedibus Altempsianis Romae. 1843» («Из Альтемпского дворца в Риме. 1843»). Порецкий музеум был открыт для всех желающих; к сожалению, он находился довольно далеко от Москвы (в 135 верстах), поэтому видеть знаменитую «урну» могли лишь избранные.

Акварель Л. Пича
Акварель Л. Пича

БЛАГОУСТРОЙСТВО поместья в дальнейшем продолжалось. Ещё раз был перестроен дворец, вдвое расширен английский парк, где произрастало более тысячи редчайших деревьев и растений, и находился ряд декоративных сооружений. Действовала великолепная оранжерея.

В 1917-1918 годах графине Прасковье Сергеевне Уваровой удалось организовать вывоз всех музейных экспонатов в Москву и передачу их в Исторический музей. А римский саркофаг попал в коллекцию Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где демонстрируется и поныне.

Бывшие дворцовые помещения до войны занимал детский дом, а после освобождения села от немецких захватчиков – школа для детей Поречья и окрестных деревень.

Под государственную охрану усадьба была взята в 1960-м, восстановлена и использовалась под Дом отдыха Министерства электронной промышленности СССР. Теперь же тут – закрытый ведомственный санаторий.

ИЗУЧЕНИЕ уваровского памятника ещё далеко не закончено. Хотя очевидно, что рельеф, покрывающий его со всех сторон, посвящён мифу о спасении богом Дионисом царевны Ариадны на острове Наксос, конкретное назначение «урны» вызывает споры среди искусствоведов.

-9

С одной стороны, она похожа на погребальный предмет, а львиные морды с раскрытыми пастями служат как бы ручками для его переноса. Но почему тогда нет крышки? Допустим, потеряна. А почему совершенно плавно закруглены, наподобие ванны, края саркофага? А вдруг это на самом деле вместилище (ленос) для священной воды в Дионисийских мистериях?

Почему, наконец, Уваров не разглашал суммы, заплаченной за «урну», отказался издать иллюстрированную монографию?

Сейчас установлено, что саркофаг был создан в одной из лучших римских мастерских около 210 года. Высочайшее качество исполнения говорит о дорогостоящей работе, могущей быть заказанной каким-либо богатейшим семейством. Благодаря необычайно прочному паросскому мрамору, саркофаг дошел до нас в практически неповреждённом виде.

И мы, придя теперь в музей на Волхонке, можем любоваться выразительнейшими персонажами рельефа: Геркулесом с затуманенным взглядом и искажённым гримасой лицом; улыбающимся, полным жизни и веселья козлоногим Паном с гибким, подвижным телом; мрачным, опьянённым, грузным сатиром с пустой чашей в опущенной руке; исполненной внутренней жажды вакханкой с протянутой к Дионису рукою; грозной пантерой у её ног…

-10

Перед нами словно приоткрывается страничка давно ушедшей эпохи.