Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Советский писатель, вдохновивший Кэмерона и Лукаса!

Оглавление

Продолжаем серию публикаций о выдающихся советских писателях-фантастах. Сегодня герой нашей статьи Александр Казанцев (1906-2002).

Плодовитый изобретатель

Факт №1. Казанцев начинал свой путь как инженер и изобретатель. Примерно 10 лет он отдал этой деятельности и даже удостоился внимания маршала Тухачевского как создатель того, что сегодня называется гауссовой пушкой (электромагнитная пушка).

Предполагалось, что из этого орудия тогда еще не был оценен по достоинству потенциал ракет можно будет запускать снаряды с межконтинентальной дальностью.

Увы, опытный образец так и не был построен (Тухачевского сняли, судили и расстреляли, а большую часть работавших на него инженеров репрессировали).

-2

Казанцеву повезло печальная судьба других интеллектуалов, связанных с опальным маршалом, его обошла. Идея ЭМ-пушки была им использована в сценарии фильма «Аренида». Фильм так и не был снят, потому что режиссера... репрессировали. Но позже автор превратил придуманный сюжет в нашумевший дебютный роман «Пылающий остров».

Некий остров содержит природные запасы газа-катализатора (невероятной в обычных условиях) химической реакции соединения азота и кислорода воздуха. Реакция запущена, она стала неуправляемой и атмосферный кислород постепенно выгорает. Человечество в агонии: СССР спасает женщин и детей, капиталисты строят бункеры для миллиардеров.

Выбегалло

Факт №2: Александр Петрович среди вольнодумствующих собратьев по цеху заслуженно или нет, но приобрел репутацию приспособленца. Если внимательно взглянуть на ранние факты биографии писателя, то очень легко предположить что именно повлияло на него таким образом.

-3

Именно Казанцев стал прототипом Амвросия Выбегалло из «Понедельника» Стругацких. Легко гнущийся вместе с идеологической линией партии ученый, у которого для любой комиссии найдется соответствующая справка.

Словотворец

Факт №3. Писатель прославился как удачливый сочинитель новых слов. Главный среди его неологизмов — «инопланетянин». До Казанцева жителей иных миров у нас называли инопланетчиками. Также именно ему приписывают авторство слова «вертолет».

Источник вдохновения

Нас приучили думать, что передовая НФ делается на Западе. На самом деле так было далеко не всегда. Было время, когда идеи (причем в огромных количествах) крали именно у нас.

-4

Роман Казанцева «Планета бурь» был экранизирован в 1961 году режиссером Павлом Клушанцевым. Картина вышла на экраны через два дня после того, как Гагарин полетел в космос, и имела огромный успех во всем мире.

Качество спецэффектов на голову опережало уровень Голливуда того времени. Советские кинематографисты впервые столь массированно применили комбинированные съемки.

-6

Методы, которыми советские кинематографисты создавали картины космоса и пейзажи другой планеты, до сих пор изучают в киношколах США.

«Планета бурь» оказалась настолько зрелищной, что признанный мастер комбинированных съемок Роберт Спотак писал: «Появлением на экране масштабных сцен в космосе мир обязан не космическим войнам Лукаса и Кубрика, а русскому режиссеру Павлу Клушанцеву».

Но случилось постыдное. В США фильм перемонтировали, советских актеров и персонажей переименовали. Были сняты несколько новых сцен и… новый голливудский шедевр назывался «Путешествие на доисторическую планету».

В 1968 году этот фильм снова пересняли-перемонтировали, добавив полуголых амазонок, а кино уже называлось... «Путешествие на доисторическую планету Амазонок».

Тонущий в лаве робот из «Планеты бурь».
Тонущий в лаве робот из «Планеты бурь».

А в начале 90-х в СССР приехал Роберт Скотак, специалист по спецэффектам американского режиссера Джеймса Кэмерона, давний фанат Клушанцева, и увез домой целый альбом с его изобретениями. Плавящийся робот в «Терминаторе-2» — это оммаж авторам аналогичной сцены в финале «Планеты бурь».

-8

Отдадим должное Кэмерону, тот никогда не скрывал данного факта и даже пытался снять документальный фильм о влиянии советской кинофантастики на Голливуд. Увы, проекту так и не дали «зеленый свет».

«Купол надежды» и искусственная еда

Казанцева можно было бы назвать одним из идеологов веганства. В своих мелых фантазиях он грезил об искусственной еде, созданной без убийства животных и сытом человечестве. При этом речь идет вовсе не о соевом белке.

-9

Сумрачный советский гений в романе «Купол надежды» творит еду из... нефти. Структуру мяса воспроизводят на ткацком станке, а в лаборатории вкуса и запаха делают его аппетитным. Немного ожидания, и лабораторные баранина с картошкой готовы.

Конечно, закормленная часть человечества презрительно скривится при упоминании столь ненатуральных продуктов. Но двигатель прогресса все-таки голод: человек в нужде не откажется от любой еды, даже искусственной. А пределом мечтаний советского фантаста было обучение машин фотосинтезу.

«Фаэты» и коммунизм

Еще один сюжет, который широко растиражирован западной фантастикой. На планете Фаэтон, когда-то находившейся между Марсом и Юпитером обитает технологически продвинутая працивилизация с пралюдьми.

Увы, началась ядерная война и планету разнесло на куски. Фаэты вынуждены расселиться по другим планетам. Эта гипотеза объясняет схожесть отдаленных цивилизаций древности, загадочные наскальные рисунки с «космонавтами» и много чего еще, породив длившуюся многие десятки лет советскую интеллигентскую моду на палеоуфологию.

Роман примечателен несколько наивным утопизмом. Спустя много тысячелетий земляне, построив продвинутый коммунизм, находят на Марсе социально неблагополучных фаэтов и окультуривают их до своего уровня, полностью перестраивая под них красную планету.

***

Шестьдесят лет Александр Казанцев писал популярные романы, издавал культовый журнал об уфологии, мистике и загадках природы, короче, задавал интеллектуальную моду. Яркий был человек.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы читать другие тексты об известных писателях и созданных ими мирах.