В общем, я не ожидала, что эта тема окажется актуальной и мне придется об этом писать. Но два случая подряд, а потом вот это (ниже), встреченное мною объявление, привели к тому, что я во всей полноте осознала важность этой темы.
В первом случае я столкнулась на прогулке с пожилой интеллигентной женщиной, выгуливавшей крупного русского спаниеля-переростка. Гуляли долго, общение, как это у собачников часто бывает, сложилось легко и быстро. Женщина рассказала мне историю, поразившую меня до глубины души. Кобель у нее - настоящий тиран: ноги вытирать или мыть нельзя, кусается (она показала мне кисти рук, покрытые ужасными шрамами), чесать - только тогда, когда ему хочется. Сын старается навещать ее в одиночку: его жена боится кобеля, а он не любит двух их маленьких детей, может прихватить, причем, до крови. Самое страшное было, когда ее положили в больницу: сыну приходилось ездить с другого конца города выгуливать кобеля. Был покусан несколько раз: как то не так, как кобелю нравится, надевал ошейник. Пытались, дескать, перевоспитать, но "все какие-то жесткие методы, жалко пса, мы в ответственности за тех кого приручили, что уж теперь, будем терпеть, он уже немолодой!". Немолодой - это 8 лет, кобель выглядит просто молодцом. Да и почему б ему хорошо не выглядеть: кормят, поят и во всем уступают. Лет 6-7 он еще свою семью подрессирует.
Вторая история произошла на дрессплощадке. При мне к нашему инструктору обратилась возрастная пара. В квартире с ними живет молодой восточник. Хороший красивый кобель, отличный охранник. Но строгий: спать ночью любит поперек коридора. И очень не любит, когда кто то из парочки шляется ночью - попить, там, или в туалет. После пары ночных покусов супруги нашли выход из положения: берут с собой в спальню ведро для походов в туалет и полторашку воды, на случай внезапной жажды. И совсем, было, уже привыкли, но дочь с сыном уезжают в длительную командировку на Крайний Север, а им на это время хотят привезти внука-подростка. Деды стали бояться: не сожрет ли любимый Пусик внука? Наперебой заверяли инструктора, что пес отличный и если бы не внук - ни за что, ни за что не стали бы перевоспитывать! Пса жалко, он же не виноват, они же все понимают!
Не знаю, честно говоря, что именно понимают такие люди. Хочется думать, что все же таких - меньшинство. В школе не преподают прописную истину о том, что не мы для собак, а собаки - для нас. Что собака, любая, самая умная и любимая - все таки животное. И делать себя, свою семью заложником ради животного неразумно. Свобода поведения вашего животного должна заканчиваться там, где начинаются интересы и потребности вашей семьи.
Виноваты в таких историях вовсе не собаки: они живут в тех условиях, которые им предложил и обеспечил человек. Почему-то коррекция поведения, строгие рамки существования собаки в семье, которые раньше были необсуждаемой нормой, сейчас пали под напором ложно понимаемого гуманизма.
Как можно предотвратить такого рода ситуации? Ну, во-первых, хочу заметить, что чаще все же такими семейными деспотами становятся кобели. Если у меня случайно оказываются дома алиментные щенки, я крайне неохотно продаю кобелей в семьи, где никогда не было до этого собак: слишком рискованно. Разумеется, плохой исход совсем не обязателен, бывают и суки похуже кобелей, бывают и кобели очень мягкие по характеру, а бывает - и в человеке вдруг просыпается дар воспитателя и дрессировщика. И все же, все же...
Во-вторых, хочется пожелать будущим собаковладельцам соразмерять свои силы, время и выбираемую породу. Не стоит первой собачкой брать английского мастифа или кавказца: я спасала не раз таких владельцев от их собак, а собак - от негодных владельцев.
И третье, если уж так получилось, что вы завели собаку и чувствуете, что не справляетесь с ней: не тяните время, не отмахивайтесь от проблемы! Приложите усилия к коррекции ее поведения, не считайте это злом, не думайте, что проблема рассосется сама собой. Обычно проблема не рассасывается, а обостряется, и собаку выбрасывают или спихивают в первые попавшиеся руки, а то и просто усыпляют - тогда, когда проблема обострена до предела. Надеюсь, такие люди потом сожалеют о том упущенном моменте, когда все еще можно было решить добром!