Найти в Дзене

Линкор "Тирпиц". Сберечь любой ценой.

Линкор "Бисмарк" (однотипный собрат "Тирпица") в Датском проливе.
Линкор "Бисмарк" (однотипный собрат "Тирпица") в Датском проливе.

В 1942 году союзная авиация начала проводить систематические массированные налёты на крупнейшие военно-морские базы на территории Германии. В этой ситуации командование Кригсмарине нашло красивый асимметричный ответ – выдвинуть базы дальше, на север Норвегии, за Полярный круг. При этом решалось сразу несколько задач:

- линейные силы выводились из-под удара союзной авиации за счёт сложных погодных условий и увеличения дальности полёта (от самой северной британской базы Скапа-Флоу до Алта-фьорда около 1800 км в обе стороны);

- в Северной Атлантике создавалась крайне нервозная обстановка, в результате выдвижения ударных германских соединений на внешние коммуникации противника.

Наиболее предпочтительным стратегическим узлом базирования линейных сил считался оборудованный и защищённый минными полями и батареями Варангер-фиорд – группа незамерзающих портов, главным из которых был Петсамо. Однако, к этому времени, база была оборудована под снабжение немецкой сухопутной группировки и не могла обеспечить потребностей флота. Кроме того, советская авиация и подводные лодки уже громили германские транспорты и конвои во Варангер-фиорде, срывая подвоз необходимого снаряжения.

С середины 1942 года линейные силы всё чаще стали появляться в шхерах севернее Нарвика, облюбовав для себя Алта-фиорд. Большие глубины и наличие нескольких выходов на морские просторы делали невозможным минную блокаду стоянок и обеспечивали скрытный выход кораблей на боевые операции. В кратчайшие сроки, исключительно в интересах Кригсмарине, на рейде Алта-фиорда была создана маневренная база линейных сил германского флота, обслуживаемая плавмастерскими, плавбазами и временными сооружениями на берегу.

Линейный корабль "Тирпиц" у берегов Норвегии
Линейный корабль "Тирпиц" у берегов Норвегии

Уже в начале 1943 года немцы определились с составом переведённой в фиорд эскадры: линейные корабли «Тирпиц» и «Шарнхорст», крейсера «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и «Лютцов», два лёгких крейсера и до двенадцати эсминцев. Состав эскадры не был постоянным, а корабли были рассредоточены по шхерам.

Главным охраняемым объектом считался флагманский корабль флота линкор «Тирпиц». Он обычно отстаивался в глубине Алта-фиорда за несколькими рядами боновых ограждений и противолодочных сетей. На берегу немцы развернули гидрофонные посты, а по фиорду постоянно курсировал специальный катер с гидрофонной вахтой.

Сама природа сделала место стоянки линкора очень удачным. Скалистые берега, расположенные близко к береговой черте, лишали атакующие самолёты возможности выйти на цель из-под берега. В случае с «Тирпицем» сектор атаки был снижен практически до 90 градусов.

Для защиты стоянки флагмана немцы выстроили в Алта-фиорде многоуровневую систему противовоздушной обороны. Прибрежные районы находились под наблюдением радарных станций «Вюрцбург», на окружающих шхеры скалах были развёрнуты посты воздушного наблюдения. Прикрытие мест стоянки эскадры осуществляла истребительная эскадрилья, базирующаяся на полевом аэродроме в районе Алта.

Непосредственно противовоздушную оборону стоянки обеспечивали пять батарей 105-мм зенитных пушек по четыре орудия в каждой. Батареи имели усовершенствованные приборы управления огнём и обеспечивали поражение целей на высотах до 12 км. Ещё около полусотни зенитных автоматов было рассыпано по скалистым берегам. Они считались достаточно эффективным средством борьбы с самолётами, летящими на малой и средней высоте.

Линкор "Тирпиц" в Алта-фиорде
Линкор "Тирпиц" в Алта-фиорде

Но настоящим сосредоточием огневой мощи являлся сам линкор «Тирпиц». Флагман был оборудован радарной станцией FuMO 34, позволявшей обнаруживать морские и воздушные цели на расстоянии до 50 км. В период службы ПВО «Тирпица» постоянно совершенствовалась. К 1944 году на линкоре было размещено восемнадцать счетверённых 20-мм зенитных установок «Фирлинг», двенадцать 20-мм зенитных орудий, шестнадцать 37-мм зениток и восемь спаренных 105-мм универсальных корабельных установок. Кроме того, 150-мм орудия вспомогательного калибра были модернизированы для ведения огня по воздушным целям. Даже для 380-мм орудий главного калибра были доставлены специальные снаряды для постановки зенитно-заградительных завес.

Точная дистанция до цели и направление на неё определялись с помощью РЛС. Немецкие артиллеристы вычисляли необходимые данные для постановки в воздухе зенитно-заградительной завесы, после чего производили несколько последовательных выстрелов с использованием специальных фугасных боеприпасов. Разрывы снарядов образовывали в воздухе куб со стороной более 500 метров – один разрыв в центре и несколько по вершинам куба по диагоналям. Такой способ стрельбы назывался «мешок». Его эффективность была довольно сомнительной, но случаи поражения самолётов именно таким способом были известны.

Непосредственную зенитную поддержку флагману оказывали корабли эскадры, находившиеся в Алта-фиорде, а также зенитная плавбатарея «Нимфе» - бывший норвежский броненосец береговой обороны «Торденскьёльд» («Громовой щит»). Дедушка норвежского флота (спущен на воду в 1890 г.) нёс семь 105-мм зенитных орудий, два 40-мм зенитных орудия и девять 20-мм зенитных автоматов.

Огневая мощь дополнялась пассивной системой противовоздушной обороны. По берегу было размещено оборудование для постановки дымовых завес («туманомёты»). Установки создавали искусственный туман, в состав которого входила хлорсульфоновая кислота - дымящая во влажном воздухе и резко пахнущая жидкость на основе серной кислоты.

Дымзавеса растекалась по фьорду, оставляя своеобразный «отпечаток войны» на деревьях. Наиболее сильно пострадала растительность вблизи от стоянки «Тирпица». Более 60 % деревьев практически прекратили свой рост в 1945 году, некоторые сосны сбросили хвою. По подсчётам норвежских ученых деревьям потребовалось около восьми лет, чтобы справиться с последствием применения химических веществ.

Линкор "Тирпиц"  в Ко-фиорде (боковая ветвь Алта-фиорда). Флагман окружён противоторпедными сетями.
Линкор "Тирпиц" в Ко-фиорде (боковая ветвь Алта-фиорда). Флагман окружён противоторпедными сетями.

Долгое время вскрыть систему противовоздушной обороны такого мощного узла не удавалось. Разведывательные самолёты просто не возвращались с задания. Первым, кто сумел провести подробную съёмку базы, был будущий Герой Советского Союза капитан Леонид Ильич Елькин. Именно его данными пользовалось английское командование для планирования операций по уничтожению «Тирпица».

12 сентября 1943 г. капитан Елькин трижды, под шквальным огнём зенитной артиллерии, на бреющем, прошёл над фиордом засняв стоянки всех крупных кораблей. Когда фотографии отпечатали, на них отчётливо были видны все орудия, стрелявшие по самолёту-разведчику. Интересно, что Елькин, летал, ничего не видя левым глазом (последствия ранения).

Однако, даже такая мощная система охранения не смогла обеспечить защиту «Тирпицу». 23 сентября 1943 г. британские специальные подводные лодки преодолели противолодочные ограждения Алта-фиорда и подорвали германский флагман четырьмя 2-х тонными минами начинёнными аматолом. Повреждения оказались настолько серьёзными, что линейный корабль так и не смог полностью вернуться в строй.

Линкор "Тирпиц" в Алта-фиорде
Линкор "Тирпиц" в Алта-фиорде

Английская авиация в результате нескольких налётов вдребезги разнесла надстройки «Тирпица». В августе 1944 г. командир корабля капитан 1 ранга Вольф Лунге предложил считать флагман полностью вышедшим из строя. Однако в Берлине приняли решение восстановить боевую мощь линкора, но впредь использовать его в качестве «тяжёлой артиллерийской плавбатареи» при обороне северной Норвегии.

Линкор «Тирпиц» совершил переход в Тромсё, где 12 ноября 1944 г. был добит британской авиацией. В отличие от Алта-фиорда, командование базы Тромсё не смогло наладить эффективного взаимодействия между Кригсмарине и Люфтваффе. В результате расследования катастрофы выяснилось, что пилоты, прикрывавшие «Тирпиц», даже не знали точное место его стоянки. Всё руководство авиабазы Бардуфосс попало под трибунал. Непосредственный командир эскадрильи прикрытия, воздушный ас майор Генрих Эрлер был приговорен к смерти (приговор заменён на 3 года заключения после окончания войны). Военный трибунал особо отметил, что Эрлер "слишком увлёкся достижением своей 200-й победы и не понял всей серьёзности атаки".

В продолжение темы "Стальных Монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:

ДОРОГА К ЗАЛИВУ ЛЕЙТЕ

НЕВЕРОЯТНАЯ ПОБЕДА

РАЗГРОМ "СОЕДИНЕНИЯ Z"

АВИАНОСЦЫ И ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ

ГИБЕЛЬ АВИАНОСЦА "ГЛОРИЕС"

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ УВОЛЕН! ОПЫТЫ ПОДПОЛКОВНИКА МИТЧЕЛЛА

ДВОРЕЦ ДЖИННА. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ЭДЖИНКОРТ"

ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ. САМЫЙ КОРОТКИЙ БОЙ В ИСТОРИИ

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ

НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.

-6

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.