Изоляция совпала с отпуском: чтобы не терять время зря, я изучала историю кириллицы и практиковалась писать буквы кириллическими шрифтами. Сейчас многие платформы открыли доступ к своим курсам: например, на сайте Bang Bang Education есть несколько бесплатных курсов по кириллице.
В итоге у меня получилась вот такая картинка-памятка: как развивалась кириллица. Ниже чуть подробнее напишу про каждый шрифт.
Устав
В основе графики устава лежит греческое письмо. Почему шрифт так называется? Потому что буквы «уставлены»: прямоугольные, без наклона, без промежутков между словами, тяготеют к симметричности.
Уставом написано Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.) — древнейший памятник русской письменности.
Полуустав
Середина XIV века: книг и документов становится больше, письмо упрощается и ускоряется, появляются наклон и промежутки между словами. Раньше предложения могли быть разделены точкой, теперь появляются запятая и точка с запятой.
Полуустав традиционно используется в церковном искусстве: для книг и для надписей на иконах до сих пор часто используется этот шрифт.
А ещё это первый печатный русский шрифт. Именно его можно увидеть в книге «Апостол» — первом печатном издании на Руси (1563—1564 гг.), созданном Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.
Вязь
Для украшения книг, для заголовков и рисунков используется вязь: это настоящее каллиграфическое искусство. Вязь часто сочетается с полууставом или скорописью.
Обратите внимание, что некоторые буквы объединены: штрихи соседних букв совпадают. Это называется мачтовой лигатурой. На фото ниже соединены, например, "Т" и "И" в слове "Житие".
Скоропись
В конце XIV века в письме актов и грамот начинают возникать более беглые полууставные «почерки», ставшие основой скорописи. Появляется индивидуальный почерк у каждого писца.
Основные отличия скорописи:
- Много вариантов написания букв
- Буквы написаны в один приём, одним росчерком – форма упрощается
- Много сокращений (часть слов уходит под титлы)
- Много выносных элементов
Гражданский шрифт
Это шрифт, введённый в России Петром I в 1708 году для печати светских изданий — нечто среднее между кириллицей и латинской антиквой.
Целью петровской реформы было приблизить облик русских книг к западноевропейским образцам, а также упростить типографский набор на печатных станках из Европы. В 1707 году Петру прислали из Амстердама пробы шрифта среднего размера и оттиски пробного набора. Приглашённые голландские типографы трудились над созданием книг в Москве.
А дальше была реформа русской орфографии 1918 года, развитие советских шрифтов (например, чехонинский и палочный шрифты), развитие каллиграфии (вспомните титры популярных советских фильмов, где рубленые буквы сочетаются с рукописными каллиграфическими).
Надеюсь, этот небольшой экскурс в историю был для вас интересен. Всем здоровья, не скучайте в изоляции!
Подписывайтесь на канал — тогда ещё увидимся.