Найти тему
КИНОФАНАТКА

Художник ли дрожащий или право имет?

Оглавление

Выход сериала "Золотая орда" для критиков ознаменовался спорным моментом:

  • Одни его считают хорошим ответом "Играм престола" в стиле "Великолепного века" и замечательной сказкой.
  • Другие ругают за то, что создатели решили вписать идею в "страшное и трагическое время", и использовать исторический период как декорации. Мол: "СвЯтоЕ не трогать"...

А я хочу рассмотреть эту проблему со стороны творца. (Потому что сама такая, и образование позволяет).

Стоит ли при этом тыкать носом в посягательство на исторический контекст тех, кто изначально на достоверность не претендовал?!

Имеет ли #художник право вписывать сюжет в любое время, быт и декорации?

Все ради идеи!.. или нет?! Неправдоподобность сразу была оговорена создателями, как художественное допущение, и их нежелание претендовать на историчность.

У них изначально была цель создать красивую и увлекательную историю, а не документалку. И даже более того они настолько не претендовали на реализм событий, что в некоторых источниках жанр сериала классифицируется как фентези. (По-моему #фентези это про магию, мифических существ, и что-то в этом стиле?! В Золотой орде если чем и попахивает, то только мистикой.)

Бывали ли раньше подобные прецеденты?!

Начать стоит с классических произведений. Не так ли?! Вот парочка, против авторитетности которых сложно что-то говорить:

  • Слово о полку Игореве.

Очень близкое по временным промежуткам произведения литературного характера, да в отличии от сериала оно воспевает подвиги настоящих князей и их героизм, но художественные допущения там в каждой строфе, так сказать для красного словца.

  • Война и Мир.

Был у меня забавный разговор на эту тему с Лором. (Привела ребенка на прием получила странную лекцию не по теме).

"Ты - говорит - где училась?! "
"Сначала на Худграфе пять лет потом, на Филфаке"
"А Толстого читала?! Вот эту Войну и Мир?!"
"Безусловно. И не просто читала еще и критику соответствующую. И в билетах он мне попался по Клас.Лит. 19 века"
"И что это такое по-твоему?!"
"Роман-эпопея о войне времен Наполеона и..."
"Да чушь, это все и выдумка! Не было никакой Наташи и Балконского и прочих... И Кутузов совсем не такой."
"Эм... Но художественное произведение всегда содержит авторские отступления и не может основываться в полной мере только на исторической достоверности."
"А исторические события? У него всего лишь декорации"
"Для того чтоб показать психологию людей человек может использовать любое событие, или брать его за основу"
"Но он ведь это же история разве можно?!"
"Война и Мир прежде всего художественное произведение, у Толстого а не исторический трактат. Он решил что его герои должны жить в реалистичном мире, вместе с историческими личностями, для того чтоб точно передать задумку, в которой история это декорации."

И чего это врача вдруг на приеме понесло в философские размышления на тему художественных способностей тот еще вопрос. ( comments? - no comments. ) Но так или иначе книг, фильмов, сериалов развивавшихся в историческом контексте огромное количество и практически каждое из них говорит о страшном времени, о реальных личностях дружащих или, о боже, влюбляющихся в выдуманных персонажей.

И таких произведений можно перечислить очень много, как литературного так и кинематографического характера: "Над пропастью во ржи", "Воровка книг", "Капитанская дочка", "А зори здесь тихие", "Битва за Москву", "Унесенные ветром", "Хиросима, моя любовь", "Ромео и Джульетта"и т.д.

Да не будем далеко ходить нас этому с детства "учили". (Всем кто помнит мутьфильм "Анастасия". Привет от Распутина и его летучей мышки). В современности таких вещей не меньше: "Т-34", "Первый Мститель", "Золотой век", "Жанна Дарк","Викинги", "Две королевы", "Клеопатра", и... (даже "Чистая правда" чистой воды выдумка и художественный вымысел).

А че так "можна" было?!

Если коротко пройтись по сюжету сериала " #Золотая орда "то: Хан Менгу-Темир, надеящийся в скором времени стать Великим, для того чтоб добиться расположения он прибыл в столицу Руси для забрать дань. Но какой же "гость" является без "даров" и уезжает без них?! Скромная девушке татарке и суздальской княжне "выпала честь" сдаться обстоятельствам или бороться с судьбой.

Было ли на Руси нечто подобное?!

Да, было. Один из князей получал ярлык. Братья князья между собой враждовали, также как и дети со своими отцами. Вопросы относительно женщин вообще странные. Да "добровольно" отдать княжну, это возможно художественное преувеличение. (Ну так тут возникает вопрос насколько добровольно).

И пока я не скатилась в перевивание исторических фактов вернемся к изначальному вопросу:

  • Любое #творчество берущее начало на ходе истории, это прежде всего попытка переосмыслить происходящее.
  • Для творческого акта не важно насколько страшный момент берется в основу. Важна идея умение ее раскрыть и художественные приемы использованые для этого и так было всегда.

Так стоит ли за это судить того, кто захотел создать просто свою версию исторического события для того, чтоб порадовать маму красивой сказкой для взрослых?!

Я думаю: нет, это как минимум странно и бессмысленно. Пишите в комментариях если вы со мной не согласны.

Ставьте лайки, если согласны с моими размышлениями. А еще подписываетесь: со мной вас ждет еще больше необычных лент.