Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Простая, вкусная, очень сытная еда – для мужика-работника

Моя соседка в леспромхозовском посёлке, где я начал работать после института учителем, баба Васса, взяла надо мной шефство. Мне, как учителю, выделил леспромхоз квартиру в доме на четырёх хозяев, а рядом и была усадьба бабы Вассы. Она меня именовала Устöм – мне потом перевёл добрый человек: безусый. Думаю, она имела в виду не только моё ежедневное бритьё?

Меня очень интересовала местность и люди, где я работаю, поэтому отыскал «Дневники» очень интересного человека, В.Н. Латкина.

В.Н. Латкин, предприниматель и исследователь Печоры
В.Н. Латкин, предприниматель и исследователь Печоры

Дореволюционную историю Верхней Печоры подробно описал В. Н. Латкин, человек предприимчивый и энергичный: проехав и проплыв практически по всему Печорскому краю в 1840 году, он представил в Петербурге проект промышленного развития края, но получил разгромную резолюцию. Не успокоившись, он создал в Петербурге «Печорскую компанию», которая экспортировала лес во Францию и Англию. В своих дневниках Латкин подробно описал быт жителей Верхней Печоры: он нашёл в Троицке около полтысячи жителей, занимающиеся охотой, потому что, как с простотой записывает путешественник, «рожь иногда созревает, скотоводство не составляет тоже прибыльнаго хозяйства».

Именно поэтому основа жизни – охота, причём баба Васса любила вспоминать, как ждали отца и старшего брата. Они возвращались к рождеству – заканчивалась охота по снегу с лайками. В удачный сезон отец добывал до 500 белок, пару лисиц, с десяток куниц и соболей. Шкурки традиционно сдавали торговцу, который в обмен поставлял муку, ситец, сукно, охотничьи припасы, нитки, иголки (причём баба Васса вспоминала с досадой, что купцы привозили трёхгранные иглы, которыми можно было шить непромокаемую кожаную обувь, а советские иглы были круглыми, поэтому самодельная обувь потекла). Она вспоминала, что отцовских доходов хватало «оплатить подати, купить что нужно, да хватило на чарку вина к празнику — и слава Богу!»

Вот здесь я и принялся расспрашивать, что же ела коми семья, если всё было хорошо.

Почему-то баба Васса сразу вспомнила про пироги, которые запасали в огромных количествах для охотников, уходящих за Урал, она их пекла несколько дней подряд вместе с мамой: сюра-рок – рогатая каша, так назывался пирог с начинкой из ячневой каши на молоке, его после выпечки сушили на печке, получались сухари с кашей и молоком, которые в лесу просто дробили на пне топором и заваривали кипятком, туда же бросали кусочки дичины, добытой попутно при промысле белки. Получалась похлёбка с тестом, кашей, молоком и мясом – «нажористая для мужиков в зиме» – объясняла баба Васса.

Просто и сытно
Просто и сытно

Коми кухня была простая и сытная, и занималась столом и кухней только хозяйка. Мужик много и трудно работал, поэтому ждал, что дома его встретит накрытый стол. Мужчины ведали только заготовками – солили мясо, солили, квасили, сушили и вялили рыбу – всё это в больших количествах. А женщины готовили еду повседневную, обязательно горячую. Салатов коми не знали – несерьёзная пища.

И утром, и в обед на стол подавали горячие супы – рыбные, мясные (из дичи, лосятины, оленины).

Супы заправляли крупой, капустой, грибами, с ХІХ века – картофелем. Отдельно дичь готовили редко, на праздники – семейные или церковные. Тогда запекали в печи гусей, тетеревов, глухарей (редко, слишком велика птица, делили на части). Варили рябчиков, куропаток.

Любимое блюдо
Любимое блюдо

Коми ели очень много каши, которой день начинали, ели ячменную, пшеничную, овсяную, причём особенностью коми, как и русских каш, было приготовление не варёной, не жареной или печёной пищи, а томлёной в печи не на прямом огне, а после окончания топки. Каша в глиняном горшке или чугунке получалась рассыпчатая.

Запивали кашу молоком, в котором насыпаны все лесные и болотные ягоды, запасаемые на всю зиму до новых сборов.

Я как-то заикнулся о том, что читал о пельменях с репой, любимом блюде коми – баба Васса посмотрела на меня, как на малыша, тянущего в рот шишку. Само слово пельмень на коми языке означает «хлебное ухо», начинка – мясо, рыба, «а уж репу клали, когда совсем голодно». Пельмени тоже не были повседневным блюдом, их готовили к праздникам.

Память о языческом прошлом - культ солнца
Память о языческом прошлом - культ солнца

Любимой едой были шаньги – своеобразные ватрушечки, обязательно круглые, румяные, с начинкой из каши, часто с ягодами, из картошки – память об языческом поклонении солнцу, говорят историки.

Обязательно на столе рыба коми посола и черинянь – пирог-рыбник, заменявший хлеб.

Еду запивали квасом, часто пили чагу – тот самый нарост на берёзе, которому приписывают способность останавливать развитие онкологических заболеваний, его сушили и заваривали, как чай, хозяйки баловали семью напитками из ягод.

Коми почти не ели зайчатину и курятину (может быть, это воспоминание о каких-то языческих, тотемных запретах?)

Простая, вкусная, очень сытная еда – для мужика-работника, которую готовила любящая жена, мать большого семейства.