Найти тему
Фантастика сегодня

Почему не умерла “Гостья из будущего”?

Оглавление

Сериал по книге Кира Булычева “Сто лет тому вперед" вышел в свет в весенние каникулы 1985 года и в эти дни ему исполняется 35 лет. Это был далеко не единственный фантастический телевизионный проект в те годы, но как бы мы ни любили “Этот фантастический мир”, экранизации “Электроника”, фильм “Шанс” и многое другое - с популярностью “Гостьи из будущего” может потягаться разве что дилогия Ричарда Викторова “Москва-Кассиопея” “Отроки во Вселенной” все тот же "Электроник", да, пожалуй, и все.

Что такого важного было в “Гостье из будущего”, чем она зацепила 12-15 летних советских школьников? Почему они раз за разом пересматривали ленту и приучили к ней своих детей, а потом и внуков? Попробуем перечислить основные составляющие успеха. Какие из них более важные, какие менее - решайте сами, это список без призовых мест.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Авантюрная история

Не будем забывать, что в основу ленты положена книга самого, пожалуй, популярного на тот момент фантаста - Кира Булычева. Кто-то скажет, что “наше все” отечественной фантастики это Стругацкие, кто-то вспомнит Беляева или Ефремова, но это все писатели, создававшие для взрослых. Для детей главным автором был, конечно, Булычев. А тут еще и приключенческий сюжет с космическими пиратами, путешествиями во времени, необходимостью скрываться, с погонями, тайнами и прочим. И все это в антураже, привычном и понятном тогдашнему ребенку. То есть не за морями и горами случались приключения, не в космосе или иных эпохах (хотя и в них тоже), а здесь и сейчас. Конечно, это не могло не зацепить.

Фото с сайта mielofon.ru
Фото с сайта mielofon.ru

Актерский ансамбль

К фильму можно предъявить много претензий: дешевая бутафория, нелепые эффекты, слабая режиссура, но - актеры! Актерский ансамбль искупает все! Обычно первым делом по поводу “Гостьи из будущего” вспоминают Наталью Гусеву или Алексея Фомкина. Ну или Евгения Герасимова. Но как же Кононов и Невинный? Эти великолепные космические пираты? Право слово, это самый удачный кастинг в фильме! Совершенно точно попавшие своей фактурой в персонажей и благодаря своему таланту сделавшие Крыса и моего любимца - Весельчака У - совершенно достоверными и живыми, наделенными привычками, характерами, прошлым. Впрочем, подбор актеров в сериале вообще очень удачный. Ну и то, что актеры хорошо понимали, что за люди - их герои, в каком мире они живут, чего хотят, чего боятся - все это помогает сделать героев и всю историю правдивой. В отличии от того, что мы видим на экранах в последнее время, когда персонажей формируют не под жизнь, а под сценарные схемы.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Музыка

Что рассказать о музыке Евгения Крылатова? Как пересказать песню? Можно, конечно, рассказать о том, сколько версий исполнения “Прекрасное далеко” создано за эти три с лишком десятилетия, можно что-то рассказать про Крылатова в целом.

Ни к чему.

Я скажу, что для какой-то части нашего поколения “Прекрасное далеко” стало чем-то вроде поколенческого гимна. Впрочем, я и об этом не хочу - кто я такой, чтобы говорить о целом поколении или даже о части его. Я просто предложу ролик, записанный хором Национального центра исполнительских искусств Китая.

Образ будущего

Если фильм “Москва-Кассиопея” в самом начале, буквально в первых кадрах обещал, что будущее, показанное в ленте случится с нами неминуемо и к финалу ленты это обещание благополучно забывалось, то “Гостья из будущего” помещает это же обещание в самый финал, в тот момент, когда эмоциональное напряжение разрешается в развязке, в ту точку, где нас настигает катарсис. И поэтому финальные кадры, где Алиса Селезнева рассказывает о том, что случится с её новыми товарищами в ближайшие годы Да, логика этой сцены подсказывает, что Алиса придумывает свое предсказание на ходу. Но когда мы смотрели этот фильм в первый раз - понимали ли мы это? Конечно нет. Наоборот, мы знали нечто совершенно другое - нам обещано это Далеко, оно принадлежит нам, мы вырастаем в него, а оно осуществляется нами. Пожалуй, это самое важное, что есть в этом фильме, вот это обещание. Это и есть - самое важное, самое трогательное, то, что принадлежит нам, смотревшим сериал в те самые каникулы, когда его показывали впервые и мы открывали его для себя. И именно эта сцена и то, что она несет в себе - оправдывает все ошибки, недостатки, небрежности. То, что превращает развлекательное детское кино в настоящее высокое гуманистическое искусство.

Что дальше?

Мы уже писали о планах создания ремейка “Гости из будущего”. Кто-то относится к этой идее с пониманием. А как по мне, так не надо. Потому, что никакого “прекрасного далеко” мы сегодня создать не можем. Нечего нам предложить современным подросткам. У Булычева в его будущем кроме бесплатного мороженого были еще полеты в космос, мир во всем мире, наука, доступная для всех, новое градостроительство и прочие штуки, которые он не придумал, а взял из реалий СССР и продлил в будущее. Что мы можем поместить в нашу утопию сегодня? Искусственный интеллект, руководящий людьми, живущими на гарантированный минимум, выплачиваемый государством, а по сути - гигантскими корпорациями? Общество, которым руководит кучка образованных жлобов в то время, когда большинство людей прозябает в суевериях, насажденных фэнтезятиной?

Не врите детям, не обещайте им того, чего не собираетесь строить. Пусть этот ремейк не появится, так будет лучше для нас всех.

Лучше пересмотреть настоящую "Гостью" - лучше нее уже не будет.

Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации.

А еще на нашей странице во ВКонтакте мы выкладываем фантастические аудиорассказы молодых российских авторов. И у нас есть стримы - незавно мы смотрели "Авалон" Момуро Осии и "Цензрра", приходите, вместе смотреть интереснее!