В первую очередь, позвольте представиться. Мой псевдоним – Инна Вария, и я пишу с тех самых незапамятных времен, как мне вручили ручку и объяснили принцип ее работы.
Один из моих рассказов был напечатан в сборнике поэзии и прозы «Искусство в жизнь. Том 4», мои статьи печатались в газете моего родного города, у меня так же имеются публикации на сайтах «Бумажный слон» (http://litclubbs.ru/users/639/content/articles) и «Книга фанфиков» (https://ficbook.net/authors/4431/profile/works#profile-tabs). Кстати, на «Книге фанфиков» у меня более тысячи подписчиков (что для данного ресурса достаточно неплохо).
Конечно же, чтобы добиться таких результатов, мне пришлось пройти огонь сжигаемых рукописей, воду моих слез отчаяния и медные мозоли на руках от постоянного писания или печатания.
Какой-то определенной, уникальной методики научиться хорошо писать не существует, что бы самоучители в «Читай-городе» ни говорили. Как и со многими другими навыками, писательское мастерство развивается с помощью постоянной практики и искреннего желания этому научиться. А чтение хороших художественных книг позволяет почерпнуть для себя новые слова и речевые обороты, развить свой стиль.
Казалось бы, - читай, пиши, пиши, пиши, еще пиши, читай, пиши…. Что может быть проще? Но и здесь бывают свои подводные камни, которых ни в одном произведении Льва Толстого ты не найдешь (хотя, казалось бы, воды там выше крыши, да и под тем самым дубом можно поискать).
Именно с классическими ошибками писателей-новичков я и хочу Вас познакомить.
1. Написали – справились.
Все тексты перед публикацией где-либо нужно обязательно вычитывать, то есть внимательно просматривать на предмет ошибок, опечаток, с целью улучшения текста. О том, что так можно и нужно делать, я сама узнала аж в семнадцать лет! Принесла я, значит, статью в местную газету, а главный редактор мне и говорит: «А ты текст-то свой вычитывала»? Я кивнула, не выдавать же, что я у мамы дурачок, а в мыслях крутилось:
С тех самых пор я и вычитываю свои тексты перед любой публикацией, даже если это просто сообщение в социальных сетях. И, знаете, помогает. Таким образом исчезают очепятки, возвращаются на место пропущенные знаки препинания и удаляются те, что совершенно не к месту расположились в тексте. Именно при вычитке можно найти масло масленое и повторение слов (он пошел – он сказал – он сделал), которое следовало бы заменить синонимом (он пошел – Андрей сказал – юноша сделал). Кстати, если фантазии и речевого запаса не хватает, Интернет просто наводнен различного рода сайтами по поиску синонимов.
А еще во время вычитки вас может накрыть новая волна вдохновения, и вы не только улучшите свой текст новыми метафорами и эпитетами, но и дополните его новыми деталями сюжета, описанием персонажей, интересными диалогами!
Перечитывать свою работу не обязательно сразу же после её написания. Дайте отдохнуть глазам и голове. Помойте посуду, поиграйтесь с кошкой, потупите в социальных сетях. За это время Ваша мозговая активность обнулится, и к тексту вы вернетесь с новыми мыслями и силами, и Ваш глаз заметит те недостатки, на которые без отдыха не обратил бы внимание.
Да, знаю, поздновато для себя открыла такую прекрасную вещь, как вычитка, но, как говорил классик:
2. Правила русского языка? Нет, не слышали.
В том, что раскрыть себя на писательском поприще пытаются школьники, нет ничего удивительного, это даже, наоборот, похвально. Среди них встречаются и ученики младших классов, что тоже стоит некоторого уважения и восхищения, но, увы, большинство правил русского языка им неведомы, отчего Рунет полнится опусами сомнительного качества, где «девченка» и «ихнии» - не баян, а классика.
Однако, если школьник еще учится, и ошибки свои он, со временем, исправит, то к взрослому, пишущему «ща» с буквой «я», появляются некоторые вопросы. Что уж говорить о написании сложных слов русского языка и пунктуации.
Поэтому, дорогой читатель, прежде чем публиковать где-либо свою работу, загляни в словарь или погугли конкретные правила пунктуации, если некоторые слова и их оформление знаками препинания вызывают у тебя вопросы. И больше читай! Ты можешь не знать конкретного правила, но будешь правильно писать, ведь мозг-то не дурак, он запомнит, он повторит.
3. Сплошные диалоги.
Ошибка, которую я допускала в своих ранних работах. «Зачем что-то описывать, если у меня все самое интересное происходит в диалогах между персонажами?» Однако, описания важны для создания атмосферы, погружения в мир, персонажей и их действия. Ведь как читатель поймет, что Марта живет в огромном дубовом доме, и окошки ее комнаты выходят прямо в яблоневый сад, где каждое утро собирает сочные плоды садовник Френсис, и цены бы ему не было, если бы он при этом не курил, если вы об этом не напишите?
Да и текст с описаниями выглядит намного полнее, красочнее, живее, чем просто диалогами, хоть и с интересными, но такими одинокими.
4. Ах, какой цветочек! Посвящу ему десять страниц!
Здесь складывается ситуация, обратная пункту выше. Описания, конечно, хороши, но когда они в меру. Думаете, почему девяносто девять процентов школьников забрасывают незабвенную «Войну и мир» после первого же тома, а то и раньше? Потому что, сколько можно обсуждать уже этот дуб и небо над Аустерлицем? Нам нужно действие, события, и не раз в три главы, а немножечко чаще. Поэтому, какими бы ни были восхитительными розы в саду у Лилии, помните, у вас еще есть сюжет и диалоги.
5. Про это ничего не знаю, но, все же, напишу.
Нет ничего ценнее и полезнее, чем собственный опыт. Но встречаются случаи, когда автор, не зная тонкостей профессии врача-хирурга, решает, что нет ничего лучше, чем написать рассказ о работе хирургического отделения и трудностях, с которыми врачам приходится сталкиваться. Естественно, настоящие хирурги, которые уж точно знают, как у них что работает, и какие конечности друг к другу пришиваются, в лучшем случае оставят конструктивную критику с указанием конкретных ошибок. В худшем… ну… автор станет наглядным примером фразы «руки из попы». Поэтому, прежде чем трактористу написать роман о противостоянии двух гениальных адвокатов, неплохо бы было узнать о тонкостях работы юриста – прочитать соответствующую литературу, пообщаться со знающими людьми. Читатель должен верить в то, что читает, а если с первых строк он чувствует подвох или видит откровенную бредятину, не удивительно, что он тут же закроет текст и постарается забыть о нем, как о страшном сне.
Поэтому пиши про то, что знаешь. А если не знаешь – узнай и напиши!
__________________________________________________________________________________________
Если моя статья понравилась и оказалась полезна, ставь лайк.
Есть, что добавить – прошу в комментарии.
Хочешь узнать меня получше? Мой Instagram: https://www.instagram.com/innavaria/
Хочешь познакомиться с моими работами? Я на «Книге Фанфиков»: https://ficbook.net/authors/4431
А с подпиской на мою страничку в «Яндекс.Дзен» Вы откроете для себя новые, интересные статьи, ваша аура разбухнет, карма отвалится , а мою любовь и благодарность можно будет почувствовать из другой Галактики.