Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Куда шаман складывает болезни

Каждый элемент снаряжения шамана не случаен. Бубен - это переносной иконостас, а мантяк - это портативная больница. К поясу крепятся большие бляхи, изображающие Солнце и Луну, и мелкие, изображающие звезды.
Под поясом пришивается еще один девяток бубенцов, составляющий «обруч» шамана. Под бубенцами находятся три гладкие медные пуговицы, девяток игольников по числу дочерей Ульгеня, и длинные жгуты из конопляной веревки, обшитой ситцем разных цветов, с оторочкой посередине, число которых разнообразно, но не менее шести девятков. Постоянными набедренными принадлежностями мантяка являются платки из материи разных цветов, которые подвязывают ремнями лица, желающие слушать камлание. Когда платков становится слишком много, старые отвязывают, и они идут в пользу шамана. Под платками подвешиваются два толстых жгута – уж и змея, при помощи которых из больного изгоняются злые духи. Спереди полы обшиваются красной лентой и имеют две пуговицы у ворота и на поясе. Вертикальные швы на грудной

Каждый элемент снаряжения шамана не случаен. Бубен - это переносной иконостас, а мантяк - это портативная больница.

К поясу крепятся большие бляхи, изображающие Солнце и Луну, и мелкие, изображающие звезды.
Под поясом пришивается еще один девяток бубенцов, составляющий «обруч» шамана. Под бубенцами находятся три гладкие медные пуговицы, девяток игольников по числу дочерей Ульгеня, и длинные жгуты из конопляной веревки, обшитой ситцем разных цветов, с оторочкой посередине, число которых разнообразно, но не менее шести девятков.

Изображение пояса шамана, Академик А.В.Анохин, Материалы по шаманству у алтайцев, 1912 г
Изображение пояса шамана, Академик А.В.Анохин, Материалы по шаманству у алтайцев, 1912 г

Постоянными набедренными принадлежностями мантяка являются платки из материи разных цветов, которые подвязывают ремнями лица, желающие слушать камлание. Когда платков становится слишком много, старые отвязывают, и они идут в пользу шамана. Под платками подвешиваются два толстых жгута – уж и змея, при помощи которых из больного изгоняются злые духи.

Фото Антон Анискин Белуха
Фото Антон Анискин Белуха

Спереди полы обшиваются красной лентой и имеют две пуговицы у ворота и на поясе. Вертикальные швы на грудной части содержат по девять узлов и подражают рисунку древнего боевого доспеха. На полах новый ряд ремней – на каждой по семь, из которых четыре – ремни из козьей кожи, три – из материи. Ремневые называются «голодные мантяки», к ним привешены жгуты для крепления платков.

По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима