Пандемия коронавируса стимулирует принимать управленческие решения в условиях риска и неопределенности. Социальные сети пестрят разными предложениями и возможностями для малого бизнеса - от "гребите - нельзя останавливаться и оглядываться назад" до "почему государство не поддерживает бизнес, как в Европе, США...". А в самой бизнес среде наблюдаются чудесные метаморфозы маркетинга и удержания лояльности клиентов:
Сбербанк помогает предпринимателям работать на удаленке, предлагая бесплатные предложения, скидки и полезные сервисы для перехода на работу онлайн.
Икея предлагает позаботиться о себе, своих родных и друзьях. Переделать домашние дела, которые все время приходилось откладывать.
Ресторанный бизнес, переживая непростые для себя времена, обращается ко всем и каждому поддержать команды любимых ресторанов.
А в Финляндии в это время сотрудники городской библиотеки подготовили бесплатные тематические книжные сумки для взрослых и детей.
А что же на рынке государственного заказа? Действительно ли государственный рынок сейчас - островок спокойствия и стабильности?
На данный момент официальные разъяснения ФАС России по поводу учета ситуации, связанной с пандемией коронавируса, в большинстве своем в пользу участников закупок, так как пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы. Участники госзакупок, не выполнившие свои обязательства из-за коронавируса, могут ссылаться на него как на форс-мажор. ФАС России учтет это при принятии решений, например, о включении в реестр недобросовестных заказчиков или поставщиков.
Заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев сообщил, что пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы, что необходимо учитывать при рассмотрении жалоб на госзакупки и закупки госкомпаний, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок.
Также он обратил внимание на то, что закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения COVID-19 могут осуществляться у единственного поставщика* при условии наличия причинно-следственной связи цели и предмета такой закупки.
Что касается текущих вопросов участия в государственных закупках, то разъяснения Министерства финансов Российской Федерации также полны оптимизма для участников.
В связи с Указом Президента России о «нерабочих днях» Минфин России разработал рекомендации участникам контрактной системы.
Сейчас в 44-ФЗ установлены требования к осуществлению отдельных действий при закупках исключительно в рабочие дни. При этом, Президентом определены организации, на которых не распространяется действие Указа. Если им требуется срочная закупка любых товаров, работ, услуг, необходимых в период нерабочих дней, – такие организации вправе осуществить закупку без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании 44-ФЗ вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Дополнительная информация Министерства финансов Российской Федерации, которое разъясняет ситуацию участия в закупках в период "нерабочей" недели с 30.03.2020 по 05.04.2020 гг.
«Информационное взаимодействие банков, в которых участниками закупок открыты специальные счета для обеспечения заявок, и операторов электронных площадок в нерабочие дни будет осуществляется в круглосуточном режиме (то есть, предусмотренное Законом № 44-ФЗ блокирование и прекращение блокирования денежных средств на специальных счетах участников закупок будет осуществляется в обычном режиме и без изменения регламентированных сроков);
Минфин России рекомендует банкам, выдающим банковские гарантии для участия в закупках, размещать информацию о выдаче таких гарантий в реестре банковских гарантий в кратчайший срок (то есть, в срок, близкий к началу регламентированного срока размещения);
заказчики смогут разместить в единой информационной системе в сфере закупок отчетность о закупках у субъектов малого предпринимательства за 2019 год, подлежащую размещению до 1 апреля, в ближайший рабочий день, – то есть, 6 апреля (позже);
в целях упрощения действий участников контрактной системы перенос сроков проведения процедур (торгов) подачи ценовых предложений на ближайший рабочий день будет осуществлен автоматически без дополнительных действий со стороны заказчиков
Следует отметить, что предпринятые меры регуляторов контрактной системы по поддержке процесса закупок в период пандемии коронавируса, действительно помогают, как участникам закупок, так и заказчикам. Бизнесу можно в оперативном режиме обеспечивать процесс поставок, оказания услуг и выполнения работ для реализации приоритетных нужд государства. Однако не стоит забывать, что стабильность положения участников государственного рынка - это, прежде всего, подушка бюджетного обеспечения и в долгосрочной перспективе стабильность может пошатнуться, если сегодня не поддерживать рынок коммерческий (частный) для накопления налоговой базы и оборотных средств бюджета, выделяемых для осуществления закупочных процедур, скажем, в году 2021-2022.