У вас когда-нибудь возникал интерес к внутренней кухне съемочного процесса, а именно к подбору костюмов для героев киноленты? Чем руководствуются костюмеры, когда создают образы персонажей? По каким принципам они выбирают одежду? Почему, в конце концов, в отечественном кинематографе так много главных героев щеголяют в свитерах?
Все началось еще с "Брата"?
Кому же не знаком образ Данилы Багрова, который стал для российского кинематографа каноничным. Слегка грубоватый мужчина с большим сердцем и обостренным чувством справедливости стал настоящим российским супергероем без плаща и маски, зато в узнаваемом свитере грубой вязки. В нем Данила Багров щеголял большую часть экранного времени. Возможно, мода на слегка помятые свитера, которые стали ассоциироваться с натурой простой, но честной, возникла именно из-за "Брата".
Затем был "Ночной дозор", в котором герой Константина Хабенского тоже частенько появлялся в очень похожем свитере. Антон Городецкий чем-то даже похож на Багрова — такой же простой русский парень, который оказался втянут в опасную авантюру. Известен своей любовью к свитерам грубой вязки и персонаж Петрова в нашумевшем фильме "Текст".
Если мы обратимся к кинолентам, в которых повествование ведется из российской глубинки, то здесь почти все облачаются в одинаковые свитера. К примеру, вспомните "положительных" персонажей резонансного "Левиафана" Звягинцева, а в кинолентах Быкова "Дурак" и "Майор" главные персонажи не расстаются с теплым аксессуаром, который словно намертво прирос к их коже. Хотя иногда они все же их снимают, но только для того, чтобы поменять их на свитера другого цвета.
Таких примеров в российском кинематографе масса. Можно брать любой нашумевший фильм, почти в каждом отыщется хотя бы один персонаж в свитере. Почему костюмеры так часто используют именно этот элемент одежды? Скорее всего причина кроется в устойчивом образе типично русского героя, для которого характерна легка расхлябанность, печальный взгляд с поволокой и светлый мятый свитер под небрежно расстегнутой курткой. Вы ведь сейчас узнали положительного героя, не так ли?
Почему так получается?
Как в кинематографе, так и в жизни существуют определенные стереотипы. К примеру, строгий костюм, галстук, белоснежная рубашка и запонки стали неотъемлемыми атрибутами образа бизнесмена, чиновника, крутого мафиози или представителя "золотой молодежи".
Слегка измятые рубашки и потертые джинсы с живописными дырками на коленках подходят только для безумцев и экстравагантных творческих личностей. Спортивная одежда предназначается исключительно для героев спортивных драм, хотя в поношенном виде она иногда подчеркивает общую потрепанность опустившихся людей, потерявших вкус к жизни.
Это все стереотипные образы отечественного кинематографа, на которые костюмеры и опираются при подборе одежды для героев новых фильмов. Они крайне редко выходят за установленные рамки, потому что для первого шага нужна определенная доля смелости. Не так уж и легко ломать эти стереотипы. А одеваются ли российские мужчины в то, что носят актеры на экранах? Просто осмотритесь вокруг и вы поймете, что образы с экранов не имеют ничего общего с настоящими людьми, а грубые свитера давно ушли в прошлое. Остается только дождаться момента, когда кто-то сделает первый шаг и начнет менять старые стереотипы на новые.