24 июня 2016 года на Новой сцене Большого театра состоялась премьера балета «Ундина» в постановке хореографа Вячеслава Самодурова. Световым оформлением занимался Саймон Беннисон (Simon Bennison).
Саймон совмещает основную работу в Королевском театре «Ковент-Гарден»* с работой в качестве приглашенного художника по свету для постановок известных балетных трупп, в числе которых Английский национальный балет, Королевский Датский балет, Балет Сан-Франциско, Бостонский балет, Австралийский балет и другие.
Расписание на выпуске спектакля всегда плотное. Особенно, если вы выпускаете спектакль в Большом театре. У нас было 45 минут, чтобы задать вопросы перед вечерним прогоном «Ундины».
Вы изучали музыку, световой дизайн и архитектуру в нескольких университетах. Как Вы думаете, специальное образование необходимо для того, чтобы стать хорошим художником по свету?
Необходимо уметь думать о свете не только с технической точки зрения, но и как о творческом процессе. Создавая дизайн, отталкивайтесь не от того, какие приборы есть в наличии, а от того, какие художественные задачи вы решаете. Специальное образование не научит вас этому, но подтолкнет к формулированию правильных вопросов.
Вы художник по свету в Королевском театре «Ковент-Гарден». Какие у Вас обязанности, как выглядит обычный день?
В мои обязанности входит контроль качества воспроизведения света для репертуарных и восстанавливаемых спектаклей*. Я слежу, чтобы у приглашенного художника по свету было все необходимое для работы и обеспечиваю эффективную стыковку спектаклей в репертуаре. «Обычного» рабочего дня не существует, задачи всегда меняются. Неизменным остается лишь то, что у меня в работе всегда несколько проектов одновременно, например дизайн для новой постановки и гастроли с Королевским балетом или оперой.
Плюс я работаю как независимый художник, правда это не всегда получается из-за плотного расписания. Участие в проектах на новых площадка — важный ресурс для профессионального роста.
Вы работаете в местах с разной культурой и традициями. Как это влияет на Вашу работу?
На самом деле, везде все примерно одинаково. Спектакль всегда достигает определенной степени готовности, только путь к этому может лежать по-разному. Адаптируясь к обстоятельствам, вы можете узнать что-то новое о свете или о себе. Какое-то время назад проблемой был язык, но, слава богу, с годами английский становится все более распространенным.
Как Вы находите общий язык с местной командой осветителей?
Как дома, так и за границей я придерживаюсь одних и тех же принципов — четкая постановка задач, терпение и желание понять своих коллег.
Можно ли сказать, что существуют световые традиции или течения присущие только Соединенным Штатам, Европе или России?
Да, безусловно. В разных местах и странах свет и цвет воспринимается по-разному, театры построены в разном стиле и оборудованы на разном техническом уровне. Течения и художественные стили могут соединяться, создавая альтернативные палитры.
Опишите, как Вы разрабатываете световую планировку*. Какие программы Вы используете?
Я уделяю много времени исследованию материала, чтению, размышлениям, делаю наброски. Конкретный выбор инструментов происходит ближе к концу процесса.
Обычно, на этапе исследования, я делаю чертеж от руки. Для создания финальной планировки использую AutoCAD. Другие полезные программы — Vectorworks, EOS editor, MLA, Lightwright. Всегда использую Excel или Pages для документов проведения спектакля (cue sheet)*.
Я бы посоветовал уделить особое внимание следующему нюансу — хорошо обдумывайте местоположение каждого прибора, прожектор сделает свою работу, только если расположен в правильном месте.
Есть ли разница в создании дизайна для балета и оперы, с чем Вам больше нравится работать?
Подход одинаковый, часто вопрос только в декорациях. Пожалуй, я больше склоняюсь к балету/танцу, хотя и опера имеет свою энергию, драматическая постановка так же может быть интересна.
Ваше мнение о роли художника по свету в постановочной команде.
Творческое сотрудничество — одна из самых сложных динамик в отношениях. Но и при командной работе важно ценить свои идеи и иногда полезно не соглашаться со всем подряд. Все роли имеют одинаковое значение и нет какой-то более важной. Идеальные отношения внутри команды получаются, когда возникает творческая атмосфера, которая вас поддерживает и одновременно предлагает новые задачи. Мастерство требует постоянных вызовов, чтобы оставаться на высоте.
Создание дизайна для больших постановок — это огромная ответственность. Какие личные качества могут помочь художнику по свету справиться с работой успешно?
Терпение, способность четко формулировать задачи, организованность, умение планировать, подготовка. Для работы важно использовать любой благоприятный момент — даже 30 секунд до перерыва.
Кто Вас вдохновляет?
Многие художники… Лионель Фейнингер (Lyonel Feininger), Барнетт Ньюман (Barnett Newman), Виктор Пасмор (Victor Pasmore), Бен Николсон (Ben Nicholson) — первые, кто приходит на ум.
Художники по свету — я в долгу перед Дженнифер Типтон (Jennifer Tipton) и Джон Б. Рид (John B. Read). Несколько лет я ассистирую Люси Картер (Lucy Carter), за что я ей тоже отдельно признателен.
Чтобы Вы посоветовали тем, кто хочет сделать карьеру художника по свету?
Трудно так сказать, но есть пара вещей, которые я бы посоветовал человеку любой профессии.
Все, о чем вы мечтаете — возможно, но для этого вам надо хорошенько поработать. Все не произойдет само собой. Вы получите только тот результат, в который вкладываетесь, иными словами — хорошая работа всегда будет вознаграждена.
Подумайте о том, чего вы действительно хотите достичь, и действуйте!
*Королевский театр «Ковент-Гарден» — Royal Opera House
*Восстанавливаемый спектакль — возобновленный в репертуаре театра
*Световая планировка (lighting plot) — чертеж, используемый театральными художниками по свету для передачи информации работникам осветительного цеха. Световая панировка указывает месторасположение световой аппаратуры, фокус, фильтр, подключение
*Проведение (сue sheet) — документ с последовательностью перемен для спектакля. Проведение может включать перемены световых картин, звуковые перемены, специальные эффекты, перемены декораций. Используется для проведения спектакля в установленном порядке (по времени и переменам)