Найти тему
Moscow Lighting Design

Театральный светодизайнер Simon Bennison

Рабочее место художника по свету
Рабочее место художника по свету

24 июня 2016 года на Новой сцене Большого театра состоялась премьера балета «Ундина» в постановке хореографа Вячеслава Самодурова. Световым оформлением занимался Саймон Беннисон (Simon Bennison).

Саймон совмещает основную работу в Королевском театре «Ковент-Гарден»* с работой в качестве приглашенного художника по свету для постановок известных балетных трупп, в числе которых Английский национальный балет, Королевский Датский балет, Балет Сан-Франциско, Бостонский балет, Австралийский балет и другие.

Расписание на выпуске спектакля всегда плотное. Особенно, если вы выпускаете спектакль в Большом театре. У нас было 45 минут, чтобы задать вопросы перед вечерним прогоном «Ундины».

Вы изучали музыку, световой дизайн и архитектуру в нескольких университетах. Как Вы думаете, специальное образование необходимо для того, чтобы стать хорошим художником по свету?

Необходимо уметь думать о свете не только с технической точки зрения, но и как о творческом процессе. Создавая дизайн, отталкивайтесь не от того, какие приборы есть в наличии, а от того, какие художественные задачи вы решаете. Специальное образование не научит вас этому, но подтолкнет к формулированию правильных вопросов.

Вы художник по свету в Королевском театре «Ковент-Гарден». Какие у Вас обязанности, как выглядит обычный день?

В мои обязанности входит контроль качества воспроизведения света для репертуарных и восстанавливаемых спектаклей*. Я слежу, чтобы у приглашенного художника по свету было все необходимое для работы и обеспечиваю эффективную стыковку спектаклей в репертуаре. «Обычного» рабочего дня не существует, задачи всегда меняются. Неизменным остается лишь то, что у меня в работе всегда несколько проектов одновременно, например дизайн для новой постановки и гастроли с Королевским балетом или оперой.
Плюс я работаю как независимый художник, правда это не всегда получается из-за плотного расписания. Участие в проектах на новых площадка — важный ресурс для профессионального роста.

Вы работаете в местах с разной культурой и традициями. Как это влияет на Вашу работу?

На самом деле, везде все примерно одинаково. Спектакль всегда достигает определенной степени готовности, только путь к этому может лежать по-разному. Адаптируясь к обстоятельствам, вы можете узнать что-то новое о свете или о себе. Какое-то время назад проблемой был язык, но, слава богу, с годами английский становится все более распространенным.

Как Вы находите общий язык с местной командой осветителей?

Как дома, так и за границей я придерживаюсь одних и тех же принципов — четкая постановка задач, терпение и желание понять своих коллег.

Можно ли сказать, что существуют световые традиции или течения присущие только Соединенным Штатам, Европе или России?

Да, безусловно. В разных местах и странах свет и цвет воспринимается по-разному, театры построены в разном стиле и оборудованы на разном техническом уровне. Течения и художественные стили могут соединяться, создавая альтернативные палитры.

Опишите, как Вы разрабатываете световую планировку*. Какие программы Вы используете?

Я уделяю много времени исследованию материала, чтению, размышлениям, делаю наброски. Конкретный выбор инструментов происходит ближе к концу процесса.
Обычно, на этапе исследования, я делаю чертеж от руки. Для создания финальной планировки использую AutoCAD. Другие полезные программы — Vectorworks, EOS editor, MLA, Lightwright. Всегда использую Excel или Pages для документов проведения спектакля (cue sheet)*.
Я бы посоветовал уделить особое внимание следующему нюансу — хорошо обдумывайте местоположение каждого прибора, прожектор сделает свою работу, только если расположен в правильном месте.

Есть ли разница в создании дизайна для балета и оперы, с чем Вам больше нравится работать?

Подход одинаковый, часто вопрос только в декорациях. Пожалуй, я больше склоняюсь к балету/танцу, хотя и опера имеет свою энергию, драматическая постановка так же может быть интересна.

Ваше мнение о роли художника по свету в постановочной команде.

Творческое сотрудничество — одна из самых сложных динамик в отношениях. Но и при командной работе важно ценить свои идеи и иногда полезно не соглашаться со всем подряд. Все роли имеют одинаковое значение и нет какой-то более важной. Идеальные отношения внутри команды получаются, когда возникает творческая атмосфера, которая вас поддерживает и одновременно предлагает новые задачи. Мастерство требует постоянных вызовов, чтобы оставаться на высоте.

Создание дизайна для больших постановок — это огромная ответственность. Какие личные качества могут помочь художнику по свету справиться с работой успешно?

Терпение, способность четко формулировать задачи, организованность, умение планировать, подготовка. Для работы важно использовать любой благоприятный момент — даже 30 секунд до перерыва.

Кто Вас вдохновляет?

Многие художники… Лионель Фейнингер (Lyonel Feininger), Барнетт Ньюман (Barnett Newman), Виктор Пасмор (Victor Pasmore), Бен Николсон (Ben Nicholson) — первые, кто приходит на ум.
Художники по свету — я в долгу перед Дженнифер Типтон (Jennifer Tipton) и Джон Б. Рид (John B. Read). Несколько лет я ассистирую Люси Картер (Lucy Carter), за что я ей тоже отдельно признателен.

Чтобы Вы посоветовали тем, кто хочет сделать карьеру художника по свету?

Трудно так сказать, но есть пара вещей, которые я бы посоветовал человеку любой профессии.
Все, о чем вы мечтаете — возможно, но для этого вам надо хорошенько поработать. Все не произойдет само собой. Вы получите только тот результат, в который вкладываетесь, иными словами — хорошая работа всегда будет вознаграждена.
Подумайте о том, чего вы действительно хотите достичь, и действуйте!

*Королевский театр «Ковент-Гарден» — Royal Opera House

*Восстанавливаемый спектакль — возобновленный в репертуаре театра

*Световая планировка (lighting plot) — чертеж, используемый театральными художниками по свету для передачи информации работникам осветительного цеха. Световая панировка указывает месторасположение световой аппаратуры, фокус, фильтр, подключение

*Проведение (сue sheet) — документ с последовательностью перемен для спектакля. Проведение может включать перемены световых картин, звуковые перемены, специальные эффекты, перемены декораций. Используется для проведения спектакля в установленном порядке (по времени и переменам)