Найти в Дзене

"Чем ужаснее наш мир - тем абстрактнее наше искусство". Закономерность развития беспредметной живописи в ХХ веке.

Марк Ротко "Черный в глубоко красном" 1957
Марк Ротко "Черный в глубоко красном" 1957

Абстракция - является одним из самых удивительных феноменов в искусстве 20 века.

Дворец Альгамбра в Гранаде, Испания1377
Дворец Альгамбра в Гранаде, Испания 1377

Но все относительно. В европейском искусстве, и именно в станковой живописи, скульптуре – да.

Персидский «Арбительский» ковер.16 в.
Персидский «Арбительский» ковер. 16 в.

Но если мы говорим не только про искусство Европы, и не только про живопись, но и про архитектуру, декоративно - прикладное искусство – то следует заметить, что во многих культурах, и на протяжении всей истории человечества абстракция присутствовала, но в виде орнамента.

То, что абстракция может быть не только орнаментом, но и конкретной картиной, живописью, это изобретения 20 века.

Василий Кандинский "Композиция VII" 1913
Василий Кандинский "Композиция VII" 1913

Абстракция – не является направлением в искусстве. Реализм, кубизм, футуризм (и прочие "измы") – это направления. Художники внутри них объединены общими идеями, общими целями, близкими приемами или относительно похожими средствами выразительности.

Тогда как абстракция – форма искусства, возникшая в 20 веке. Она покрывает и живопись, и скульптуру и кино. Каждый автор приходит к беспредметности по своему. В теории, любое направление на своей последней стадии обязано прийти в беспредметность. И самое главное – абстракция всегда очень разная.

Одни авторы, активно ставшие работать в первые десятилетия XX века, рассуждали о балансе, структуре мира и гармонии.

Василий Кандинский "Композиция VIII" 1923
Василий Кандинский "Композиция VIII" 1923

Василий Кандинский – русский и немецкий художник, первооткрыватель абстракции, и один из ее важнейших теоретиков, всецело шел от собственного разработанного учении о цвете. От того, что каждый цвет наделен своей символикой, своим значением (что касается его влияния на психологию человека).А художник – тот человек, который может овладеть навыком постичь цвет, и благодаря этому воздействовать на зрителя.

Пит Мондриан "Красный - Синий - Желтый" 1930
Пит Мондриан "Красный - Синий - Желтый" 1930

Пит Мондриан - пионер и теоретик абстракции, так же как и Кандинский уделял огромное значение символике цвета, а так же структуре и расположению своих знаменитых "решеток" на холсте.
Его пять основных цветов -
красный, желтый, синий, черный и белый. Где красный - это страсть, белый - духовность, желтый - фаворский (божественный) свет.
Важную роль играло и соотношение линий - их направление, горизонталь и вертикаль. Г
оризонталь – земля, вертикаль – небо, горизонталь – женское, вертикаль – мужское. И как следствие, идеальной для него формой являлся крест, вписанный в прямоугольник.

Джексон Поллок "№5" 1948
Джексон Поллок "№5" 1948

Другие авторы шли от выражения личных и коллективных переживания и эмоций. Их, как правило, относят к абстрактному-экспрессионизму - движению, проявившему во второй половине XX века.

Поллок за работой
Поллок за работой

Джексон Поллок - придумывает новый способ создания произведений. Это уже не может называться станковой живописью, т.к. станка (мольберта) больше нет. Холст кладется на пол, и художник кружит вокруг него, поливая его краской, и соответственно, в этот акт создания полотна добавляется элемент случайности. Называется это все «дриппинг» - он брызгает, капает этой краской на холст.
Это произведения без верха и низа, без правой и левой стороны. Его холсты не имеют центра и периферии.

Марк Ротко "Оранжевое, красное, желтое" 1956
Марк Ротко "Оранжевое, красное, желтое" 1956

Полотна Марка Ротко - не мистические трансцендентные миры как картины Мондриана или Кандинского. Эти миры очень личные. Завязанные на личных переживаниях и личных эмоциях. Его выбор в сторону абстракции - отказ самому себе на фигуративности, в пользу наиболее точной передачи всей трагичности собственных ощущений. Отчасти это можно подтвердить его собственным высказыванием – «В современном мире, после всех пережитых трагедий, у человека нет сил даже для того, чтобы поднять руку в жесте отчаяния». Т.е. человек перестает для него выражать и трагизм, и полноту. Поэтому абстракция для Ротко не визуализация гармонии, а напротив, попытка передать то, что настолько тяжело и ужасно, что для этого нет ни слов, ни образов.

Пауль Клее
Пауль Клее

Одна интересная закономерность – два пика расцвета абстракции в 20 веке приходится на периоды после двух самых крупнейших войн. У немецкого художника Пауля Клее есть замечательная фраза – «Чем ужаснее наш мир, тем абстрактнее наше искусство». То есть фигуративность – удел счастливых радостных эпох, желающих себя запечатлеть.
В начале 20 века, наряду с интересом общества к примитивным культурам, появляются исследования, связывающие абстракцию с самыми первыми опытами человечества в искусстве. Возникают идеи что абстракция и орнамент – первые ступени искусства, как такового. Что орнамент и геометрия – являлись способами архаичного доисторического человека противопоставить что-то окружающей враждебной и совершенно непонятной и необъяснимой окружающей действительности. И через этот порядок защититься от окружающего напирающего хаоса. Исходя из этого, наверное, у закономерности расцветов абстракции в 20 веке есть своя логика и обоснование.

Пауль Клее "Angelus Novus" 1920
Пауль Клее "Angelus Novus" 1920

Пауль Клее - художник, образы которого лежали на стыке между фигуративностью и абстрактностью, между материальны предметом и беспредметностью. Самая его пронзительная работа "Новый ангел" - произведение, которое описывает ощущение многих художников - абстракционистов первых десятилетий и середины ХХ века.

Ангел обращен лицом в прошлое истории. Он видит человеческие руины и мертвые тела. И он бы рад помочь, дотянуться своими руками- крыльями, склеить обломки и возродить тела, но его с оглушительной скоростью несет в будущее спиной вперед.