Найти тему
Арт Агрессор

Почему так мало советских фотографий Корейской войны

История Корейской войны 1950-1953 годов имеет слабый иллюстративный отечественный материал. Одни и те же фотографии кочуют из публикации в публикацию. Практически, они все уже известны исследователям, изучающим историю войны.

Одна из причин - повышенная секретность. Советским солдатам и офицерам запрещалось фотографировать.

Ас-истребитель Крамаренко со своим наземным экипажем. К героям войны было vip-отношение, особисты разрешали им больше, чем остальным.
Ас-истребитель Крамаренко со своим наземным экипажем. К героям войны было vip-отношение, особисты разрешали им больше, чем остальным.

Другая причина - отсутствие достаточного количества фотокамер в СССР. Советская промышленность не могла насытить рынок, а трофейных немецких на всех не хватало. У солдат вообще фотоаппаратов не было. Офицеры изредка позволяли себе нарушать дисциплину, но делали снимки так, чтобы по этим снимкам нельзя было определить сделаны они в Северной Корее или в Советском Союзе.

Комдив Кожедуб в "гражданке" и товарищи в китайской форме без знаков различия.
Комдив Кожедуб в "гражданке" и товарищи в китайской форме без знаков различия.

Кроме фотографий из личных архивов в доступе имеется определенное количество официальных снимков, сделанных советскими корреспондентами или собственными фотографами командования частей 64-го истребительного авиационного корпуса СССР. Архивы российских информационных агентств периодически публикуются, но там фотографий очень мало. А вот что скрывают архивы Минобороны России, станет ясно после открытия доступа к ним.

Отдельного интереса заслуживают северокорейские фотографии, они известны по послевоенным изданиям, которые из КНДР попадали в Советский Союз. Так же некоторое количество изобразительного материала представлено в музее в Пхеньяне, но их фотографии со временем подверглись ретуши в угоду генеральной линии партии.

На этом скудном фоне резко контрастирует обильный американский фотоархив.

Солдаты и офицеры войск ООН в Корее много фотографировали и фотографировались.

Огромная заслуга в этом принадлежит японской компании Nikon, накануне войны выпустившей свою первую гражданскую модель фотокамеры.
Огромная заслуга в этом принадлежит японской компании Nikon, накануне войны выпустившей свою первую гражданскую модель фотокамеры.

Любой американец проездом через Японию (Япония была для американцев тылом войны в Корее) мог себе позволить её купить. Благодаря этому мы можем сейчас видеть большое количество снимков, причем не только черно-белых, но и отличных цветных фотографий.

Кроме всего прочего, войну на Корейском полуострове освещали репортеры ведущих мировых СМИ: газеты, журналы и радио. Телевидение не успело на эту войну.

За последнее время многие иностранные ветераны корейской войны или их потомки передали для опубликования фотографии из личных архивов. Один из них, Джон Рич, американский радиожурналист, работавший в Корее. В мае 2010 года он опубликовал большую книгу «Корейская война в цвете» на основе личных цветных фотографий, никогда ранее не публиковавшихся.

Северокорейский водитель "Газика"  в Пханмунджом. Фото: Джон Рич.
Северокорейский водитель "Газика" в Пханмунджом. Фото: Джон Рич.