Последний фильм про Мальчика-Который-Выжил вышел в далёком 2011 году, и миллионы фанатов навсегда попрощались с этой невероятной историей. Да было грустно, ведь многие выросли вместе с Гарри Поттером, взрослели с ним и наконец смогли порадоваться за то, что всё у него закончилось хорошо. Но в погоне за прибылью создатели решили подарить нам ещё пять фильмов, а рассказать они хотели о Ньюте Саламандер и великому противостоянию Дамблдора и Грин-де-Вальда. История, требующая экранизации, но после выхода второго фильма новой франшизы стало закрадываться сомнение: а не паразитируют ли создатели на любви фанатов? Давайте разбираться
РАСШИРЕНИЕ КАНОНА ИЛИ ПОГОДА ЗА КАССОВЫМИ СБОРАМИ?
В 2016 году мы все увидели новую часть франшизы "Фантастические твари и где они обитают". Снял её Дэвид Йейтс, подаривший нам мрачные и довольно-таки интересно снятые части Гарри Поттера от Ордена Феникса до Даров Смерти Часть II. В его видении истории было много расхождений от книг, но всё же ему удалось передать видение магического мира Джоан Роулинг, которая, кстати, выступила сценаристом новой франшизы.
Сюжет был показан через автора серии книг о фантастических существах Ньюта Саламандера и его путешествии в США. Там он случайно познакомился с маглом Якобам Ковальски и весь добрый юмор этого фильма исходил только из него. Остальные герои были мрачными и серьёзными, как и сама обстановка на то время в США. Казалось бы - довольно интересное расширение канона. Нас познакомили с американским видением волшебников, с Конгрессом по управлению магией в штатах, их мракоборцами - и всё это могло стать очень интересным и познавательным. Бесспорно, было очень приятно увидеть магию на экранах, узнать об американской школе чародейства и волшебства, новых угрозах, заговорах и трагических судьбах волшебников.
Ориентированность на США позволила взять в главные роли голливудских актёров, и тут уже сама мама Роулинг отошла от своих принципов. Если кто помнит, во всей франшизе Гарри Поттер снимались исключительно британские актёры, и это создавало эдакую магию и выразительность. Теперь же мы получили голливудскую красивую картинку с громкими именами всего-то для привлечения большего количество зрителей в кинотеатры. Джонни Депп в роли Грин-де-Вальда, оскароносный Эдди Редмэйн в главной роли (кстати, сыграл он очень хорошо), Колин Фаррелл и экстравагантный Эзра Миллер. Каст хороший и привлекательный. Это и позволило картине (в том числе) собрать внушительные 815 млн долларов в прокате.
Почему-то в этом чувствовалась двойственность выбора, ведь кроме США есть много стран, о которых можно было рассказать. Сам Грин-де-Вальд захватывал Европу, а не Северную Америку, и логичнее было начинать повествование именно оттуда. Тут стоит отдать дань режиссёру - ему удалось передать угрюмость и серость той эпохи в США. Нужно ли было это фанатам? Трудно сказать, ведь книг про это не написано, и то, что придёт в голову Роулинг, то и станет каноном, но всё это стало сильно похоже на паратизирование на франшизе, которое неуклонно приведёт к полному разочарованию (вспомнил новые Звёздные войны).
КАССОВЫЕ СБОРЫ - ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ
К концу 2019 года стало известно, что Джоан Роулинг вернула себе первую строчку в рейтинге самых высокооплачиваемых писателей, хотя по сути она больше ничего и не пишет. Но доходы писательнице, как ни странно, приносят пьесы, тематические парки, продажи книг и, конечно же, мерч. Всем понравился милашка Нюхль из первой части, и игрушек, футболок с ним и прочей атрибутики было продано очень и очень много. Парки и аттракционы по Гарри Поттеру посещают до сих пор тысячи фанатов, каждый год проходят спектакли "Проклятое дитя", а сайт pottermore уже вовсю продаёт игрушки, футболки, палочки и формы из мира Поттерианы, и чем больше автор подогревает интерес, тем больше доходов получает. Во всем этом уже давно чувствуется больше коммерции и желания заработать, чем позволить фанатам быть приближёнными к любимой истории.
СЮЖЕТНЫЕ ДЫРЫ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЙ
Сама Джоан Роулин стала уже запутываться в своих персонажах. В 2016 году весь мир увидел пьесу "Гарри Поттер и Проклятое дитя", в которой Гермиона вдруг оказалась темнокожей, ведь именно такой её и видела автор. Хотя до этого рассказывала, что видела себя в персонаже Гермионы. Что ж, это авторское видение, и мы ничего не можем сделать с этим. Чуть ранее мы узнали об ориентации Альбуса Дамблдора. Всё это вызвало бурю негодования среди фанатов, потому что многие были уверены, что всё это сделано не ради истории, а ради угождения социальным настроениям о расовом разнообразии и прочим мотивам современности. Чуть позже, во второй части мы видим юную профессора Макгонагалл, хотя по сюжету из книг её там быть просто не могло. И перед нами очередной не проработанный сюжетный ход, чтобы приблизить франшизу ближе к Гарри Поттеру, как и новость о новом родственнике Дамблдора. Неужели Роулинг стало плевать на фанатов?
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
После двух частей о фантастических тварях можно сказать одно - они притянуты к истории о Мальчике-Который-Выжил, но больше никак не двигают сюжет. Мы смирились с тем, что нам наворотила Джоан Роулинг, приняли американских актёров в картинах (вероятно, они разнообразили франшизу), но больше вспоминаем о новых веяниях автора с лёгким разочарованием. Нам пихают новую историю, напичканную сюжетными дырами и плюшевыми игрушками, обрывают всё на полуслове, делают всё, чтобы фильмы были похожи на одну большую красивую картинку. Для меня, как для фаната этой истории, это больше походит на паразитирование.
Ностальгия - это приятно, и мне хватает первых семи книг, которые я перечитываю каждый год, хватает фильмов на Новый год - это всё, что мне нужно, а что будет дальше (а в этом случае - "было раньше") - уже не вызывает интерес. Хватило бы двух-трёх фильмов, чтобы раскрыть главного злодея, а тут нас пытаются привязать к франшизе пятью частями на фоне постоянных скандалов с главными актёрами. Неужели это то, что заслужил Гарри Поттер?