Автор: Ирина Жигмунд
Продолжаю рассказ про любимый многими отечественный фильм "Человек-амфибия". Начало тут https://zen.yandex.ru/media/id/5e24191a2beb4900ada5d999/chelovek--amfibiia-geroi-v-glazah-kotorogo-otrajaetsia-more-5e7ee15a4b7ab909516df80e
Про мужские костюмы в фильме
Не менее фантастическими смотрятся повседневные костюмы героев.
Напоминаю, что 60-е года в СССР - время тотального дефицита и безумных очередей, даже ткани для пошива надо было где-то "достать".
А так, выглядели герои фильма.
М. Козаков не любил вспоминать эту роль, он рассказывал в интервью: "Был такой фильм-фельетон, который начинался так: "В коротких тропических штанишках, в пробковом шлеме на своей шхуне "Медуза" стоит красавец дон Педро Зурита:" И когда я приходил в театр "Современник", Олег Табаков (тогда веселый, молодой) говорил: "В коротких тропических штанишках на своей шхуне "Медуза":" - "Лелик, прекрати!" Издевались".
Действительно, длина шорт у героев фильма сегодня кажется непривычно короткой. Но это именно примета моды начала 60-х, такой длины были в то время спортивные трусы и шорты, особенно забавно они сегодня смотрятся из-за высоко поднятой талии.
Художникам хотелось показать экзотичность Латинской Америки, отсюда, пробковые шлемы, сомбреро, пиратские платки.
Мне этот "тропический стиль" (особенно у Зуриты) напоминает стиль "сафари" в фильме "Магамбо" 1953 года, хотя я не уверена, что наши художники могли его видеть, ведь голливудское кино в СССР было "персоной нон грата".
Зурита, в исполнении блистательного М. Козакова, выглядит одновременно шикарно и отвратительно.
Этот костюм в крупную клетку, двухцветные ботинки, водолазка - все супермодно, но слишком ярко и вызывающе.
Из той серии, когда богатство соседствует с вульгарностью. Кстати, это относится и к нашему времени: слишком дорогие сорочки с несколькими пуговками на воротнике, яркая полоска на итальянском костюме, золотые аксессуары. А вдруг кто не заметит успешности их владельца?
Ихтиандр - дитя моря, лишенное возможности общения с остальными людьми. Он наивен, инфантилен, для него не существует полутонов, а только две краски: белая и черная, добро и зло. Вот и его костюм почти всегда монохромен: белое с черным.
Только в сцене его похищения появляется сложный коричневый цвет с оттенками. Человек - амфибия пытается быть похожим на людей.
Шейный платок - еще одна примета времени и моды 60-х.
Перед художниками фильма стояла нелегкая задача сделать персонажей по - заграничному элегантными, непохожими на советских граждан, ведь речь шла о далекой, буржуазной Аргентине.
Шейный платок в СССР был как - раз такой знаковой деталью.
Их носили люди "из другого мира": иностранцы, художники, артисты. Как и белый костюм. Предполагается, что где-нибудь, в Латинской Америке, мужчины ходят в легких белых костюмах и сомбреро.
Еще две детали в костюме, на которые я обратила внимание в фильме - это обувь и носки. То, что сегодня во мне вызывает бурный протест - носки, надетые под сандалии, а также белые (или просто светлые) носки под темные брюки и ботинки, в 50-х и 60-х годах, оказывается, было в порядке вещей.
Вот, что пишет один зарубежный источник по поводу носков в моде 60-х: "до 1960-ых годов мужчины носили хлопчатобумажные носки светлого цвета, которые не всегда соответствовали цвету костюма. Они были от серого до зеленого цветов, от коричневого к светло - бежевому, но редко черными и никогда белыми. Черные носки надевали под торжественную одежду или на похороны. Белые носки называли "спортивными", потому что их надевали только в спортзал или на спортивные состязания.
С середины 1960-ых молодые люди начали носить черные носки каждый день, кроме посещения спортзала.
Появление абсолютно черных носков считалось очень смелым и ультрамодным".
Конечно, этот фильм не идеален и, местами, трогательно наивен. Но для тех лет - просто революционен. На мой взгляд, не только потому, что получился нереально красивым, а еще потому, что в нем оказалось очень много чувства. Юные, лишенные цинизма наших современников, неискушенные актеры, вся съемочная группа с энтузиазмом работавшая над фильмом - все отложило свой отпечаток. И получилась одна из самых красивых сказок советского кино.
На фильме побывало 65,5 млн зрителей - это каждый четвертый житель СССР. В моду вошли белые брюки и длинные волосы. А министр культуры Екатерина Фурцева говорила, "эта картина - подарок Министерству финансов". Тем не менее, редколлегия "Ленфильма" вынесла такой вердикт (дословная цитата): "Мы уверены, что значительно раньше 2000 года зрители забудут этот фильм. И если в течение ближайших лет наши кинематографисты сделают несколько увлекательных, красивых, благородных фантастических фильмов, "Человек-амфибия" спокойно, без споров и волнений, уйдет из зрительской памяти".
Напоследок вспомнилось, что когда В. Коренев приходил к нам лет пять назад в продюсерскую фирму разговаривать с режиссером по поводу роли, то весь офис гудел ему в след: "Ихтиандр, Ихтиандр!". Кстати, глаза его по-прежнему прекрасны, и в них до сих пор отражается море…
Множество интереснейших ссылок, что-то я использовала для поста, но многое осталось "за кадром".
Ссылки:
Скачать ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЙ фильм "Человек - амфибия"
http://kinozal.tv/details.php?id=847000
скачать фильм о фильме (документальные кадры, как снимали фильм, интервью с актерами, режиссером, оператором)
http://kinozal.tv/details.php?id=615352
Почитать как снимали фильм:
http://goodcinema.ru/?q=node/233
http://kinozone.org/2011/04/iz-istorii-sozdaniya-legendarnogo-filma-chelovek-amfibiya/
http://roskino.com/kinonews/amfibia.htm
http://www.sem40.ru/culture/cinema/16631/
http://www.aze.az/news_chelovekuamfibii_45_let_8558.html
http://www.kp.ru/print/article/22662/13017
http://diveservice.ru/news.php?id=230
Интервью с актерами
http://www.rg.ru/2003/11/22/korenev.html с В. Кореневым
http://www.trud.ru/article/15-07-2011/265401_vladimir_korenev_ja_ne_xeruvim_iz_morja/print еще одно интервью с В. Кореневым
http://archive.svoboda.org/programs/cicles/hero/09.asp
П. Вайль берет интервью у М. Козакова на "Радио-свобода"
http://home-for-heroes.livejournal.com/107311.html редкие фото Диор в Москве
http://cccp-foto.livejournal.com/397862.html Британский показ мод в Москве (июнь 1956 года)
выставка костюмов на Ленфильме