Найти тему
Кино и образ

ЧЕЛОВЕК – АМФИБИЯ: ГЕРОЙ, В ГЛАЗАХ КОТОРОГО ОТРАЖАЕТСЯ МОРЕ (2) …

Автор: Ирина Жигмунд

Продолжаю рассказ про любимый многими отечественный фильм "Человек-амфибия". Начало тут https://zen.yandex.ru/media/id/5e24191a2beb4900ada5d999/chelovek--amfibiia-geroi-v-glazah-kotorogo-otrajaetsia-more-5e7ee15a4b7ab909516df80e

Кадр из фильма "Человек-амфибия"
Кадр из фильма "Человек-амфибия"

Про мужские костюмы в фильме

Не менее фантастическими смотрятся повседневные костюмы героев.
Напоминаю, что 60-е года в СССР - время тотального дефицита и безумных очередей, даже ткани для пошива надо было где-то "достать".

Так выглядело мужское население России в 1957 году, за 3 года до съемок (фото сделано во время фестиваля Леонаром Джанаддой).
Так выглядело мужское население России в 1957 году, за 3 года до съемок (фото сделано во время фестиваля Леонаром Джанаддой).

А так, выглядели герои фильма.

М. Козаков не любил вспоминать эту роль, он рассказывал в интервью: "Был такой фильм-фельетон, который начинался так: "В коротких тропических штанишках, в пробковом шлеме на своей шхуне "Медуза" стоит красавец  дон Педро Зурита:" И когда я приходил в театр "Современник", Олег Табаков (тогда веселый, молодой) говорил: "В коротких тропических штанишках на своей шхуне "Медуза":" - "Лелик, прекрати!" Издевались".

Действительно, длина шорт у героев фильма сегодня кажется непривычно короткой. Но это именно примета моды начала 60-х, такой длины были в то время спортивные трусы и шорты, особенно забавно они сегодня смотрятся из-за высоко поднятой талии.

картинка из журнала тех лет
картинка из журнала тех лет

Художникам хотелось показать экзотичность  Латинской Америки, отсюда, пробковые шлемы, сомбреро, пиратские платки.

Мне этот "тропический стиль" (особенно у Зуриты) напоминает стиль "сафари" в фильме "Магамбо" 1953 года, хотя я не уверена, что наши художники могли его видеть, ведь голливудское кино в СССР было "персоной нон грата".

"Человек-амфибия", кадр из фильма
"Человек-амфибия", кадр из фильма

"Могамбо"
"Могамбо"

Зурита, в исполнении блистательного М. Козакова, выглядит одновременно шикарно и отвратительно.

Этот костюм в крупную клетку, двухцветные ботинки, водолазка - все супермодно, но слишком ярко и вызывающе.

Из той серии, когда богатство соседствует с вульгарностью. Кстати, это относится и к нашему времени: слишком дорогие  сорочки с несколькими пуговками на воротнике, яркая полоска на итальянском костюме, золотые аксессуары. А вдруг кто не заметит успешности их владельца?

Ихтиандр - дитя моря, лишенное возможности общения с остальными людьми. Он наивен, инфантилен, для него не существует полутонов, а только две краски: белая и черная, добро и зло. Вот и его костюм почти всегда монохромен: белое с черным.

Только в сцене его похищения появляется сложный коричневый цвет с оттенками. Человек - амфибия пытается быть похожим на людей.

Шейный платок - еще одна примета времени и моды 60-х.

Эррол Флинн
Эррол Флинн


Перед художниками фильма стояла нелегкая задача сделать персонажей по - заграничному элегантными, непохожими на советских граждан, ведь речь шла о далекой, буржуазной Аргентине.
Шейный платок в СССР был как - раз такой знаковой деталью.

Их носили люди "из другого мира": иностранцы, художники, артисты. Как и белый костюм. Предполагается, что где-нибудь, в Латинской Америке, мужчины ходят в легких белых костюмах и сомбреро.

Еще две детали в костюме, на которые я обратила внимание в фильме - это обувь и носки. То, что сегодня во мне вызывает бурный протест - носки, надетые под сандалии, а также белые (или просто светлые) носки под темные брюки и ботинки, в 50-х и 60-х годах, оказывается, было в порядке вещей.

фото самого швейцарского фотографа Леонара Джанадды во время фестиваля
фото самого швейцарского фотографа Леонара Джанадды во время фестиваля

кадр из фильма
кадр из фильма


Вот, что пишет один зарубежный источник по поводу носков в моде 60-х: "до 1960-ых годов мужчины носили хлопчатобумажные носки светлого цвета, которые не всегда соответствовали цвету костюма. Они были от серого до зеленого цветов, от коричневого к светло - бежевому, но редко черными и никогда белыми. Черные носки надевали под торжественную одежду или на похороны. Белые носки называли "спортивными", потому что их надевали только в спортзал или на спортивные состязания.

С середины 1960-ых молодые люди начали носить черные носки каждый день, кроме посещения спортзала.

 Появление абсолютно черных носков считалось очень смелым и ультрамодным".

Конечно, этот фильм не идеален и, местами, трогательно наивен. Но для тех лет - просто революционен. На мой взгляд, не только потому, что получился нереально красивым, а еще потому, что в нем оказалось очень много чувства. Юные, лишенные цинизма наших современников, неискушенные актеры, вся съемочная группа с энтузиазмом работавшая над фильмом - все отложило свой отпечаток. И получилась одна из самых красивых сказок советского кино.  

На фильме побывало 65,5 млн зрителей - это каждый четвертый житель СССР. В моду вошли белые брюки и длинные волосы. А министр культуры Екатерина Фурцева говорила, "эта картина - подарок Министерству финансов". Тем не менее, редколлегия "Ленфильма" вынесла такой вердикт (дословная цитата): "Мы уверены, что значительно раньше 2000 года зрители забудут этот фильм. И если в течение ближайших лет наши кинематографисты сделают несколько увлекательных, красивых, благородных фантастических фильмов, "Человек-амфибия" спокойно, без споров и волнений, уйдет из зрительской памяти".


Напоследок вспомнилось, что когда В. Коренев приходил к нам лет пять назад в продюсерскую фирму разговаривать с режиссером по поводу роли, то весь офис гудел ему в след: "Ихтиандр, Ихтиандр!". Кстати, глаза его по-прежнему прекрасны, и в них до сих пор отражается море…
Множество интереснейших ссылок, что-то я использовала для поста, но многое осталось "за кадром".

Ссылки:

Скачать ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЙ фильм "Человек - амфибия"

http://kinozal.tv/details.php?id=847000

скачать фильм о фильме (документальные кадры, как снимали фильм, интервью с актерами, режиссером, оператором)

http://kinozal.tv/details.php?id=615352

Почитать как снимали фильм:

http://goodcinema.ru/?q=node/233

http://kinozone.org/2011/04/iz-istorii-sozdaniya-legendarnogo-filma-chelovek-amfibiya/

http://roskino.com/kinonews/amfibia.htm

http://www.sem40.ru/culture/cinema/16631/

http://www.aze.az/news_chelovekuamfibii_45_let_8558.html

http://www.kp.ru/print/article/22662/13017

http://diveservice.ru/news.php?id=230

Интервью с актерами

http://www.rg.ru/2003/11/22/korenev.html с В. Кореневым

http://www.trud.ru/article/15-07-2011/265401_vladimir_korenev_ja_ne_xeruvim_iz_morja/print еще одно интервью с В. Кореневым

http://archive.svoboda.org/programs/cicles/hero/09.asp

П. Вайль берет интервью у М. Козакова на "Радио-свобода"

http://home-for-heroes.livejournal.com/107311.html редкие фото Диор в Москве

http://cccp-foto.livejournal.com/397862.html Британский показ мод в Москве (июнь 1956 года)

выставка костюмов на Ленфильме

http://www.kinopoisk.ru/level/51/type/kino/post/202/