Найти тему

Вопрос-ответ о госзакупках

Оглавление
Фото Яндекс.картинки
Фото Яндекс.картинки

1.Какие изменения произошли в контрактной системе в период с 2019 года по настоящий период? Что принципиально изменилось?

А.М.Кузьмина. Изменения законодательства РФ в сфере государственных и муниципальных закупок, которые потрясли своим появлением отрасль в мае 2019 года, направлены, в первую очередь, на оптимизацию чрезмерно усложненных процедур закупок, включая установление избыточных требований к формированию заявок, позволяющих недобросовестному заказчику влиять на результат такой закупки. Перевод закупочных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронную форму и сокращение количества документов в составе заявки на участие – подтверждающие факты такой реформы. Например, по закупкам строительных работ установление положений об указании в заявке на участие в закупке работ только согласия на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с проектной документацией.

В этом плане трансформации законодательства еще не закончены, и по прогнозам регулятора контрактной системы Министерства финансов России впереди ожидается пересмотр громоздкой системы из более чем 11 конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и их сокращение до удобного минимального количества. Думаем, что останутся только три вида: электронный аукцион, электронный открытый конкурс (объединение конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса под одной процедурой), электронный запрос котировок.

С 1 июля 2020 года Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика.

Так же с 1 июля 2020 года заказчик может предусмотреть закупку у единственного поставщика по пунктам 4 и 5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

2. Как изменения в законе повлияли на основополагающий принцип контрактной системы – на расширение добросовестной конкуренции? Или, наоборот, создали барьеры для участия в закупках?

Кузьмина А.М. Изменения в законе 44-ФЗ создали условия для расширения возможности участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках. Так, помимо стандартных условий поддержки государством субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО), выраженных в квоте закупок для таких участников в размере 15% от совокупного годового объема конкурентных закупок ( в том числе несостоявшихся электронных процедур), в законе с 1.07.2019 г. появилось условие оптимизации финансовой нагрузки участия для таких категорий поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виде обеспечения исполнения контракта в размере от 5 до 30 % не от начальной максимальной цены контракта, а от цены контракта. Также такие участники полностью освобождаются от предоставления обеспечения контракта при наличии в реестре контрактов информации о положительном опыте 3 исполненных контрактов за последние 3 года (без применения неустоек и без учета правопреемства). Сами штрафные санкции в случае некачественного исполнения контракта для них минимизируются: 1 процент от цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

3. Какие проблемы возникают при проведении электронных процедур с точки зрения технологических возможностей инфраструктуры контрактной системы?

Кузьмина А.М. Одной из технологических проблем является вопрос о взаимодействии банков и операторов электронных площадок при предоставлении обеспечения заявки на участие участником закупки.

С 1 июля 2018 года действует новый порядок механизма обеспечительных мер при подаче заявки на участие в электронных процедурах конкурсов и аукционах, предусматривающий использование участниками закупок специальных счетов, открываемых участникам в банках, включенных в перечень банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников. Перечень банков, которым государство санкционировало открывать для участников закупок специальные счета утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2018 г. N 1451-р. Установление подобного порядка существенно расширил функционал банков в контрактной системе, но с другой стороны на данный момент есть примеры технических сбоев при взаимодействии банков и операторов электронных торговых площадок по передаче вовремя информации о наличии на специальном счете участника, подавшего заявку, денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие. Что приводит к отказу оператором электронной торговой площадки в допуске заявки на участие. Сейчас ответственность банков за неисполнение требований 44-ФЗ не установлена, что вызывает трудности и споры в представлении доказательной базы в таких ситуациях. См. решение Федеральной антимонопольной службы России по делу № 19/44/105/2314 от 27.08.2019г. о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

4. Сбои на электронных площадках не редкость, на сайте zakupki.gov.ru бывают также не предсказуемыми. Какое решение можно предложить для участников и заказчиков

Кузьмина А.М. Что касается появления в контрактной системе проектов, направленных на автоматизацию закупочного процесса, то это закономерно в условиях развития цифровой экономики в нашей стране. Однако можем сказать, что проект ГИС «Независимый регистратор» только набирает обороты и в полной мере не запущен, чтобы участники и заказчики могли учитывать его работу, однако это единственное технологическое решение, которое позволяет отслеживать все действия и бездействия участников контрактной системы.

Изменения в законодательство о контрактной системе с 1 июля 2019 года:

•в ст. 22 вводится понятие начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг, меняется ст.42 в этом отношении

•проектно-сметный метод определения НМЦК (ЦК) распространяется и на снос объекта капитального строительства

•статья 24.2 – реестр аккредитованных участников закупок на ЭТП, работа с реестром и взаимодействие с оператором по ПП№99

•ст.33 ч. 1 п.8 о проектной документации и ее необходимости в ТЗ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства проектирование объекта капитального строительства)

•Ст.37 изменения документа добросовестности при антидемпинговых мерах

•Ст.63, 64 – изменение порядка проведения электронного аукциона (+изм. закупок «стройки» )

•Ст.44, Ст.96 обеспечение заявки на участие, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств

•Ст.93 изменение объемов и сумм закупок по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93

•Ст.95 – изменение положений по изменению контракта

Изменения в законодательство о контрактной системе с 1 января 2020 года:

•закрепилось понятие «контракт»

•вывели из действия 44-ФЗ закупку установления сервитутов

•появилась необходимость в составе заявок на участие в электронных процедурах указывать наименование страны происхождения товара, даже поставляемого товара при выполнении работ и услуг(указывается и при заключении контракта)

•ст. 110.2 особенности при заключении и исполнении контрактов по строительным работам, проектной документации и инженерным изысканиям

•Ст.112 ч.55-63 по контрактам, связанным реализации национальных проектов