В сказе Павла Бажова «Сочневы камешки» главными «помощницами» Хозяйки Медной горы являются не ящерки, а кошки. Их зеленые глаза принял за изумруды Ванька Сочень, за это он, конечно, в конце сказа поплатился. Многие исследователи настороженно относятся к сказам Бажова, не всегда понимая, где кончается народное творчество и где начинается авторский вымысел. Но Бажов бережно сохранил для нас удивительное существо – кошку-хранительницу кладов. Что это за волшебная кошка, я сейчас попытаюсь объяснить.
Некоторые исследователи склоняются к версии, что прототипом Хозяйки Медной горы послужила Золотая баба, известная у хантов под именем Сорни Най или Най-сянь. Ханты с берегов реки Казым почитали ее под именем Казым Най и описывали ее великаншей, принимающей разные обличья, в том числе и кошачье. Более среди хантов и манси кошке нигде не поклоняются, в общем, кошка здесь – исключение. Но Т.А. Молданова установила, что фразы, где упоминается Казым Най, восходят к языку коми, а коми-зыряне жили бок о бок с казымскими хантами.
У коми, кстати, существуют любопытные сказки и поверья о кошках. Например, существует сказка о девочках, побежавших за кошкой с золотым хвостом. Кошка привела их к медведю, но в конце-концов, девочки крикнули «Рассыпься!» и медведь превратился в монеты. Для нас здесь интересны совпадения с бажовским сказом – бабка Колесишка бормочет: «Змея кошки боится, кошка собаки боится, собака волка боится, волк медведя боится. Дыр-быр-гыр! Чур меня! Рассыпься!». Второе совпадение – камень, закрывающий тайник с «кошачьими глазками» - медными изумрудами, походит на медведя.
Некоторые исследователи пишут, что в сказках кошка соотносится с медведем, как собака – с волком. Но для нас это абсолютно ничего не объясняет. Почему и как она соотносится? Даже если предположить, что это не кошка, а кот, то все равно ничего не понятно. Давайте будем выяснять.
На языке коми кошка называется «кань», с ней связан ряд народных примет. Например, вид черного кота может принять «нечистый клад», во время грозы в кошку может ударить молния. Считалось, что с помощью кошки и заговоров можно отвадить от деревни медведей. Тут приходят на память сказки, где действует аршинный кот Ёмы (аналог Бабы Яги), который может превращаться в птиц и старика, плавать, летать, проходить через огонь…
У мордвы – другого финно-угорского (или угро-финнского) народа есть еще одно поверье: считается, что медведь может отогнать нечистую силу. Для защиты в конюшне и хлеве держали медвежьи черепа, а у кого их не было, приглашали заночевать медвежатника с медведем. С этим обычаем связаны любопытные сказки, которые бытуют не только у мордвы, но и у карелов и норвежцев: нечистая сила («молодуха», тролли, дух лесной избушки) посещает жилище человека, но при появлении медведя (или медвежатника с медведем) временно покидает дом. Через год нечисть является снова и спрашивает: «Большая/старая кошка дома?», а когда слышит ответ: «Дома» или «Уже и котят принесла», покидает дом навсегда. Здесь мы видим, что «большой кошкой» называют медведя. Это связано с табу. Считается, что истинное имя, произнесенное вслух, призывает владельца имени. Таким образом, нечисть, не желая видеть медведя, называет его кошкой.
Много легенд о гигантских котах, поедающих людей, записано в Великобритании, Франции, Исландии. И все они наводят на мысль, что за обличьем кота скрывается другой хищник.
В некоторых случаях легенды связывают кота с подарками в виде золотых монет или слитков серебра. Так, например, в английской сказке кошка с котятами пришла к женщине, засидевшейся допоздна. Хозяйка напоила «гостей» молоком, а кошка объяснила, что феи хотели собраться в этом домике, и только присутствие кошки их отпугнуло (не находите сходства в сюжете с финно-угорским?))). Уходя, кошка подарила женщине серебряный слиток. Связь кошки с богатством есть в скандинавской мифологии. Считается, что богиня любви, богатства и плодородия Фрейя ездит в колеснице, запряженной двумя котами. В сагах она описывается с эпитетами "золотая".
Вид кота принимает огромный змей Ермунганд. Его должен поднять громовержец Тор, но богу удается оторвать от пола только одну кошачью лапу. А этот мотив уже может подсказать нам, почему коми считают, что в кошку обязательно ударит молния. В латышской легенде кот – черт, который прячется от бога грозы Перкунаса.
Подводя итоги, сделаю обобщение: в большинстве легенд и сказок о котах, бытовавших среди коми, мордвы, карел, норвежцев, исландцев и британцев «зашифрован» совсем другой «пушистый зверь» - медведь, который считался предком у многих народов (он же «старик», «дед»). Такие тотемные предки распоряжались достатком, изобилием, отсюда и поверья, связанные с подземным богатством, кладами. Бурые земляные кошки Бажова, чей тайник находится в горе и скрыт за камнем в форме медведя, судя по всему, тоже совсем не кошки...
Спасибо, что дочитали!
Наталия Трясцина.
Еще о медведях можно почитать в статье «Замужем за… медведем»
Подборка публикаций о персонажах сказов Павла Бажова:
Кто такая бабка Синюшка, и почему она живет в колодце?
Кто скрывался в образе оленя Серебряное копытце?
Сказ про то, как башкирский богатырь на змее женился
Уважаемые читатели, если вам что-то непонятно из текста публикации или вы не согласны с предложенной точкой зрения – будьте конструктивны. Комментарии «бред», «чушь» и т.п. будут удалены.