Найти тему
По дорогам сказки

О волшебной кошке, приносящей богатство

В сказе Павла Бажова «Сочневы камешки» главными «помощницами» Хозяйки Медной горы являются не ящерки, а кошки. Их зеленые глаза принял за изумруды Ванька Сочень, за это он, конечно, в конце сказа поплатился. Многие исследователи настороженно относятся к сказам Бажова, не всегда понимая, где кончается народное творчество и где начинается авторский вымысел. Но Бажов бережно сохранил для нас удивительное существо – кошку-хранительницу кладов. Что это за волшебная кошка, я сейчас попытаюсь объяснить.

"...Чисто вся бурая, без  единой  отметины,  только  глаза  зеленые да зубы белеют. Шерсть дыбом, спина горбом, хвост свечкой - вот-вот кинется." (П.Бажов. Сочневы камешки). На иллюстрации - "Малахитовая кошка", автор Tumbleweed
"...Чисто вся бурая, без единой отметины, только глаза зеленые да зубы белеют. Шерсть дыбом, спина горбом, хвост свечкой - вот-вот кинется." (П.Бажов. Сочневы камешки). На иллюстрации - "Малахитовая кошка", автор Tumbleweed

Некоторые исследователи склоняются к версии, что прототипом Хозяйки Медной горы послужила Золотая баба, известная у хантов под именем Сорни Най или Най-сянь. Ханты с берегов реки Казым почитали ее под именем Казым Най и описывали ее великаншей, принимающей разные обличья, в том числе и кошачье. Более среди хантов и манси кошке нигде не поклоняются, в общем, кошка здесь – исключение. Но Т.А. Молданова установила, что фразы, где упоминается Казым Най, восходят к языку коми, а коми-зыряне жили бок о бок с казымскими хантами.

Согласно легенде, записанной Романом Ругиным, бог Пал Торум отправляет на землю Казым Най, чтобы научить ловить рыбу, помочь людям разгадать тайну огня. Один из обликов - черная кошка, один из эпитетов - "У порога Священного камня великая богиня". Художник Рихард Донскис (Apofiss)
Согласно легенде, записанной Романом Ругиным, бог Пал Торум отправляет на землю Казым Най, чтобы научить ловить рыбу, помочь людям разгадать тайну огня. Один из обликов - черная кошка, один из эпитетов - "У порога Священного камня великая богиня". Художник Рихард Донскис (Apofiss)

У коми, кстати, существуют любопытные сказки и поверья о кошках. Например, существует сказка о девочках, побежавших за кошкой с золотым хвостом. Кошка привела их к медведю, но в конце-концов, девочки крикнули «Рассыпься!» и медведь превратился в монеты. Для нас здесь интересны совпадения с бажовским сказом – бабка Колесишка бормочет: «Змея кошки боится, кошка собаки боится, собака волка боится, волк медведя боится. Дыр-быр-гыр! Чур меня! Рассыпься!». Второе совпадение – камень, закрывающий тайник с «кошачьими глазками» - медными изумрудами, походит на медведя.

"Ванька  хоть  старатель  был  маломальный,  а кошелек у него исправный, больше  всех.  Набил натуго, а все ему мало. Охота бы в карманы насовать, да боится:  Хозяйка сердито глядит, а сама молчит. Делать нечего, - видно, надо спасибо  сказать.  Глядит,  -  а  никого  нет. Оглянулся на тайник, и его не стало.  Будто  не было вовсе. На том месте камень лежит, на медведя походит."  (П.Бажов. Сочневы камешки). Художник В. Баюскин
"Ванька хоть старатель был маломальный, а кошелек у него исправный, больше всех. Набил натуго, а все ему мало. Охота бы в карманы насовать, да боится: Хозяйка сердито глядит, а сама молчит. Делать нечего, - видно, надо спасибо сказать. Глядит, - а никого нет. Оглянулся на тайник, и его не стало. Будто не было вовсе. На том месте камень лежит, на медведя походит." (П.Бажов. Сочневы камешки). Художник В. Баюскин

Некоторые исследователи пишут, что в сказках кошка соотносится с медведем, как собака – с волком. Но для нас это абсолютно ничего не объясняет. Почему и как она соотносится? Даже если предположить, что это не кошка, а кот, то все равно ничего не понятно. Давайте будем выяснять.

-4

На языке коми кошка называется «кань», с ней связан ряд народных примет. Например, вид черного кота может принять «нечистый клад», во время грозы в кошку может ударить молния. Считалось, что с помощью кошки и заговоров можно отвадить от деревни медведей. Тут приходят на память сказки, где действует аршинный кот Ёмы (аналог Бабы Яги), который может превращаться в птиц и старика, плавать, летать, проходить через огонь…

-5

У мордвы – другого финно-угорского (или угро-финнского) народа есть еще одно поверье: считается, что медведь может отогнать нечистую силу. Для защиты в конюшне и хлеве держали медвежьи черепа, а у кого их не было, приглашали заночевать медвежатника с медведем. С этим обычаем связаны любопытные сказки, которые бытуют не только у мордвы, но и у карелов и норвежцев: нечистая сила («молодуха», тролли, дух лесной избушки) посещает жилище человека, но при появлении медведя (или медвежатника с медведем) временно покидает дом. Через год нечисть является снова и спрашивает: «Большая/старая кошка дома?», а когда слышит ответ: «Дома» или «Уже и котят принесла», покидает дом навсегда. Здесь мы видим, что «большой кошкой» называют медведя. Это связано с табу. Считается, что истинное имя, произнесенное вслух, призывает владельца имени. Таким образом, нечисть, не желая видеть медведя, называет его кошкой.

"...Действительно, в дом пожаловали тролли - и старые, и молодые, и детишки.<...> И вот этот мальчик-тролль взял сосиску, воткнул в неё вилку и подошёл к печке, чтобы поджарить сосиску на огне. Потом наклонился к медведю и спросил: "Киса, киса, хочешь колбаски?" А сам суёт горячую вилку прямо медведю в нос. Медведь проснулся, да как подскочит, да как зарычит - тут все тролли один за другим кинулись вон из дому". (Большая кошка из Довре. Норвежская сказка). Иллюстратор John Bauer
"...Действительно, в дом пожаловали тролли - и старые, и молодые, и детишки.<...> И вот этот мальчик-тролль взял сосиску, воткнул в неё вилку и подошёл к печке, чтобы поджарить сосиску на огне. Потом наклонился к медведю и спросил: "Киса, киса, хочешь колбаски?" А сам суёт горячую вилку прямо медведю в нос. Медведь проснулся, да как подскочит, да как зарычит - тут все тролли один за другим кинулись вон из дому". (Большая кошка из Довре. Норвежская сказка). Иллюстратор John Bauer
"Через год бедный Халвор, как всегда перед рождеством, отправился в лес нарубить дров, чтобы натопить как следует печь к приходу троллей. Рубит он себе и рубит, и вдруг из лесу раздаётся страшный голос и зовёт его: "Халвор! Халвор!" "Я тут," - отвечает Халвор. Голос спрашивает: "Где твоя большая кошка?" "Дома, - отвечает Халвор. - Лежит под печкой. Она окотилась, принесла шестерых котят. И все они уже больше её и ещё злее, чем она.""Тогда мы больше никогда не придём к тебе!" - крикнул тролль". (Большая кошка из Довре. Норвежская сказка).
"Через год бедный Халвор, как всегда перед рождеством, отправился в лес нарубить дров, чтобы натопить как следует печь к приходу троллей. Рубит он себе и рубит, и вдруг из лесу раздаётся страшный голос и зовёт его: "Халвор! Халвор!" "Я тут," - отвечает Халвор. Голос спрашивает: "Где твоя большая кошка?" "Дома, - отвечает Халвор. - Лежит под печкой. Она окотилась, принесла шестерых котят. И все они уже больше её и ещё злее, чем она.""Тогда мы больше никогда не придём к тебе!" - крикнул тролль". (Большая кошка из Довре. Норвежская сказка).

Много легенд о гигантских котах, поедающих людей, записано в Великобритании, Франции, Исландии. И все они наводят на мысль, что за обличьем кота скрывается другой хищник.

Известны легенды о короле котов Ирусане, живущем в пещере, а так же об огромном Йольском коте величиной с быка, наказывающем тех, кто к празднику не обзавелся шерстяной одеждой. Иллюстрация Эльдара Закирова.
Известны легенды о короле котов Ирусане, живущем в пещере, а так же об огромном Йольском коте величиной с быка, наказывающем тех, кто к празднику не обзавелся шерстяной одеждой. Иллюстрация Эльдара Закирова.

В некоторых случаях легенды связывают кота с подарками в виде золотых монет или слитков серебра. Так, например, в английской сказке кошка с котятами пришла к женщине, засидевшейся допоздна. Хозяйка напоила «гостей» молоком, а кошка объяснила, что феи хотели собраться в этом домике, и только присутствие кошки их отпугнуло (не находите сходства в сюжете с финно-угорским?))). Уходя, кошка подарила женщине серебряный слиток. Связь кошки с богатством есть в скандинавской мифологии. Считается, что богиня любви, богатства и плодородия Фрейя ездит в колеснице, запряженной двумя котами. В сагах она описывается с эпитетами "золотая".

Одно из имен Фрейи – Гефн (дарующая), она роняет золотые слезы, ее дочери зоветутся Хносс – сокровище и Герсими – драгоценность. Так же есть версия, что она превратилась в Гуллвейг ("жажда золота") и разожгла войну между асами и ванами. Художник Chie Yoshii
Одно из имен Фрейи – Гефн (дарующая), она роняет золотые слезы, ее дочери зоветутся Хносс – сокровище и Герсими – драгоценность. Так же есть версия, что она превратилась в Гуллвейг ("жажда золота") и разожгла войну между асами и ванами. Художник Chie Yoshii

Вид кота принимает огромный змей Ермунганд. Его должен поднять громовержец Тор, но богу удается оторвать от пола только одну кошачью лапу. А этот мотив уже может подсказать нам, почему коми считают, что в кошку обязательно ударит молния. В латышской легенде кот – черт, который прячется от бога грозы Перкунаса.

Тор пытается поднять "кота" в доме Утгарда-Локи.
Тор пытается поднять "кота" в доме Утгарда-Локи.

Подводя итоги, сделаю обобщение: в большинстве легенд и сказок о котах, бытовавших среди коми, мордвы, карел, норвежцев, исландцев и британцев «зашифрован» совсем другой «пушистый зверь» - медведь, который считался предком у многих народов (он же «старик», «дед»). Такие тотемные предки распоряжались достатком, изобилием, отсюда и поверья, связанные с подземным богатством, кладами. Бурые земляные кошки Бажова, чей тайник находится в горе и скрыт за камнем в форме медведя, судя по всему, тоже совсем не кошки...

Но все же сейчас, когда мы говорим "кошечка" - то имеем в виду именно пушистого зверька, который любит молочко, сметанку и сосиски)))
Но все же сейчас, когда мы говорим "кошечка" - то имеем в виду именно пушистого зверька, который любит молочко, сметанку и сосиски)))

Спасибо, что дочитали!

Наталия Трясцина.

Еще о медведях можно почитать в статье «Замужем за… медведем»

Подборка публикаций о персонажах сказов Павла Бажова:

Сказочный клад в Азов-горе

Кто такая бабка Синюшка, и почему она живет в колодце?

Кто скрывался в образе оленя Серебряное копытце?

Сказ про то, как башкирский богатырь на змее женился

Уральская богиня любви

Уважаемые читатели, если вам что-то непонятно из текста публикации или вы не согласны с предложенной точкой зрения – будьте конструктивны. Комментарии «бред», «чушь» и т.п. будут удалены.