В январе 2016 года в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоялась премьера оперы «Манон» в постановке латвийского режиссера Андрейса Жагарса. Световым оформлением спектакля занимался Кевин Вин-Джонс (Kevin Wyn-Jones).
Кевин работает с оперными и драматическими театрами, на его счету более 70 постановок, в том числе и в крупнейших оперных театрах Европы.
Мы поговорили с Кевином о его творческом пути, плюсах и минусах работы фрилансером, культурных различиях, рабочем процессе и роли художника по свету в постановочной команде.
Кевин, Вы изучали актерское мастерство в Академии театральных искусств Mountview*. Почему Вы решили переключится на театральные технологии и дизайн?
Причин несколько: я довольно рано осознал, что быть актером не так уж и здорово. Всегда кто-то говорит тебе, что надеть, что говорить и где стоять. Актеры — одиночки, они всегда ищут способ затмить коллег по цеху, большинство сделают все, чтобы получить роль. Мне это не понравилось. Вместе с тем, я заметил, что художественно-постановочная часть работает как команда. Это привлекало меня гораздо больше, поэтому я перестал заниматься актерским мастерством и стал изучать театральные технологии и дизайн.
Как происходил Ваш профессиональный рост? Был ли какой-то переломный момент в вашей карьере?
Это был постепенный процесс, я числился начальником осветительного цеха в двух театрах, одновременно делал свет на маленьких площадках — тяжелая работа и ограниченные ресурсы.
Работой, которую я считаю переломным моментом, можно назвать «Кармен», изначально поставленную в Народной опере (Folkoperan), в Стокгольме. Режиссер предложил мне сделать новую редакцию света, он не был доволен первоначальной версией, и позвонил со следующим текстом: «Да, кстати, нам нужно сделать это в Нью-Йорке, в B:A:M*». Я поехал в Нью-Йорк, поставил свет и получил очень хорошие рецензии на свою работу. Три месяца спустя постановка была приглашена в Ригу, в Латвийскую Национальную оперу — «Кармен» очень им понравилась. С тех пор дела пошли в гору.
Сегодня, когда Вы работаете в европейских оперных театрах, как Вы обычно получаете предложения о работе?
Мне звонят или присылают письмо, что тот или иной режиссер хотел бы со мной поработать. Иногда режиссер приглашает меня напрямую.
Рабочий график: у Вас все распланировано на год вперед?
Мне бы хотелось, чтобы это было так. Я знаю, что буду делать следующие 4 месяца, и у меня есть постановка запланированная на сентябрь 2017. Занятость меняется от года к году, иногда у меня 5–6 проектов, расписанных на год вперед, но не каждый год. Работать на фрилансе может быть страшновато.
Вы работаете в местах с разной культурой и подходом к делу. Как это влияет на Вашу работу?
Я стараюсь оглядываться на сложившуюся культуру и традиции в том месте, где работаю. Прислушиваюсь к сотрудникам, обычно они знают гораздо больше о своем театре, о плюсах и минусах стандартного развеса аппаратуры, механике сцены. Это командная работа.
Опишите, как Вы разрабатываете световую планировку*. С чего начинаете (общение с режиссером, исследование темы, репетиции)?
Обычно световая планировка должна быть готова до начала репетиций. Поэтому я начинаю с либретто*, слушаю музыку и пытаюсь «почувствовать» оперу. Затем я общаюсь с художником-постановщиком, который, к счастью, уже переговорил с режиссером. Декорации не могут сильно меняться после того, как чертежи готовы, поэтому мне более-менее известно пространство с которым предстоит работать, его ограничения и возможности.
Я делаю планировку и подбираю изображения, которые мысленно отсылают меня к опере.
Из опыта могу сказать, большинство режиссеров меняют что-нибудь в процессе репетиций, поэтому нужно быть гибким и готовым к переменам в постановке.
Какие программы Вы используете?
Я учился чертить все от руки, используя шаблоны. До сих пор считаю это самым лучшим способом, потому что видишь, что делаешь. Быстрее приходит понимание развеса аппаратуры.
Теперь же я больше использую CAD — расходуется меньше времени на черчение, но нужно больше времени, чтобы вникнуть в развес.
Есть какая-нибудь деталь, на которую Вы бы посоветовали обращать внимание с самого начала?
Я бы посоветовал не заканчивать планировку слишком рано, художники-постановщики и режиссеры всегда что-нибудь меняют. Дайте им переварить концепцию, спросите об изменениях (иногда что-то меняется и они забывают об этом сообщить). Я обычно делаю план, затем звоню и спрашиваю об изменениях, жду неделю, и затем возвращаюсь к плану со свежим взглядом.
Вы создаете сначала общую структуру, затем работаете с деталями в каждом световом положении. Этот подход разрабатывался сознательно или пришел к Вам постепенно с опытом?
Такой подход к работе развивался годами. Иногда есть ограничения по времени, поэтому я предпочитаю зафиксировать последовательность, затем корректировать то, что записано.
Преимущество в том, что как только у вас есть последовательность, вы можете начать прогоны со светом. Это дает возможность оператору и помощнику режиссера «выучить» спектакль, а я могу протестировать время и увидеть как артисты двигаются по сцене по отношению к свету.
Ваше мнение о роли художника по свету в постановочной команде.
Я думаю, что все роли в постановочной команде равноценны, за исключением режиссера конечно. Это командная работа, где важно поддерживать диалог и уважение ко всем участникам процесса. Однако за режиссером всегда остается последнее слово, наша работа — воссоздавать видение режиссера и даже предвосхищать его.
В некоторых странах художник-постановщик считает себя ответственным за то, как выглядит свет, даже не смотря на то, что у него нет для этого инструментов. Это устаревший взгляд на вещи. У меня не получается плодотворно работать с художниками-постановщиками, которые пытаются диктовать как я должен работать. Я могу выслушать мнение, но последнее слово остается за мной.
Опишите свои идеальные рабочие отношения с режиссером и художником-постановщиком.
Идеальное сотрудничество основано на уважении и диалоге, мы должны подпитывать творческий потенциал друг друга.
Что Вас вдохновляет? (Музеи, книги, природа…)
Все вышеперечисленное. Особенно важно, на мой взгляд, быть открытым к новому опыту, культурам, людям, еде, музыке… Если вы открытый человек, вы можете черпать вдохновение из всего, что вас окружает. Все, что вы делаете и видите, может быть накоплено и использовано для вдохновения. Мы то, что нас окружает.
Чтобы вы посоветовали тем, кто хочет сделать карьеру художника по свету?
Делайте то, что вам нравится, отдавайте каждому спектаклю одинаковое количество энергии и внимания, не важно задействовано 5 прожекторов или 500. Не думайте о крупных заказах и славе, если вы занимаетесь этим делом из верных побуждений, работа найдет вас.
* B:A:M — Бруклинская академия музыки, Нью-Йорк
* Световая планировка (lighting plot) — чертеж, используемый театральными художниками по свету для передачи информации работникам осветительского цеха. Световая панировка указывает месторасположение световой аппаратуры, фокус, фильтр, подключение
* Либретто — (из итал. libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла