Найти тему
Кавказский скит

Давайте научимся любить друг друга такими, какие мы есть. (Ч. 2)

Вот такие мы люди безблагодатные – из советского времени пришли. Все оттуда. Время то безбожное было.

Что мы принесли? Какой багаж? Да грехи одни, вот что мы принесли. Так давайте учиться любить друг друга. А любовь заставляет прощать, потерпеть. Мне очень нравится то, что говорил старец Сафроний Сахаров, которого вы, наверное, все знаете по книге его «Старец Силуан». Он создал монастырь Иоанна Предтечи в английском графстве Эссекс. И говорил он удивительные слова: «Господь нас призывает любить всех: и ближних, и дальних, и врагов – всех любить». А мы-то не умеем любить всех. И вот Господь собрал нас в монастырь. Нас здесь немного. Давайте мы с вами хотя бы научимся любить друг друга – братьев своих во Христе – в этом маленьком братском коллективе. Ни каких-то там неверующих, безбожников, злодеев, нет. Их мы еще не умеем любить. Давайте любить друг друга, нас, христиан, сознательно пришедших в монастырь, верующих, но пришедших со своими немощами, грехами, недостатками.

Давайте научимся любить друг друга такими, какие мы есть. Помогать друг другу. Да, иногда нужно подсказать, иногда нужно обличить. Но с любовью. Вся проблема в том, что можно много друг другу сказать, но с любовью. Когда говорится без любви, со злобой, это ничего не дает, не приносит никакой пользы, потому что мы гордые. Вот если б мы были смиренные, то тогда даже если бы со злобой нам что-то сказали, но правильно, мы бы, действительно, это приняли: ну да, я же неправильно сделал, и неважно, как он говорит. Пусть он и в раздражении говорит, но он же правильно говорит, значит, я виноват, я приму. А мы-то так не можем. Вот ведь какие немощные, гордые.

Почему мы раздражаемся в ответ? Потому что гордыня. Как же так? Он мне не тем тоном сказал! Но поскольку это данность: вот мы такие страшные грешники, гордые до безумия, нам сказать ничего нельзя, – то поэтому нам друг другу надо говорить с любовью. А если не можем с любовью друг другу сказать, давайте лучше промолчим.

Если что-то неправильно делает брат, скажи настоятелю, и он постарается поправить. От настоятеля еще как-то потерпят, а вот от брата не всегда, если без любви. А если можешь с любовью сказать, то скажи. И Господь нам говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18:15). Вот и обличи, но с любовью. Если не можешь, то лучше промолчи или скажи настоятелю. Но во всем должна быть любовь.

Это первое и главное, по чему нас должны узнавать окружающие люди, что мы именно христиане, а не какие-то там буддийские или китайские монахи. Чем нас, монахов православных, русских, отличат от монаха китайского, буддиста. Тем, что вы любовь будете иметь между собою. Вот тогда нас отличат. А если у нас нет любви, кто мы такие, какие мы монахи? «Наверное, – скажут,– это буддисты. Четки и буддисты носят. Значит, это буддисты, потому что не любят друг друга».

Гордыня у каждого своя. Каждый из себя что-то хочет показать. В буддизме вообще все на самости рассчитано: я сам особыми упражнениями, всякой пранаямой, хатха-йогой достигну совершенства, я просветлюсь. Понимаете, и мы также: я-я-я. Вот это «я» – это страшное дело. Его надо уничтожать, каленым железом выжигать.

Научимся любить друг друга. Значит, в первую очередь, для этого надо прощать. Нет ничего проще. Исполнить закон Христов. А закон Христов заключается в любви: «Любите друг друга». Мы этот закон исполнить не можем пока. Что нам делать? Прощать друг друга. Нести немощи друг друга. «Итако исполните закон Христов», – пишет апостол Павел (Гал. 6:2). Если будете нести немощи друг друга, то как раз это и будет маленьким вкладом в дело взращивания любви. И Бог, видя, что в тебе нет любви, но есть желание ее иметь, которое выражается в твоих действиях: в том, что ты умеешь простить брата, потерпеть его недостатки, немощи, ведь он такой же христианин и такой же слабенький как ты, а ты терпишь его и этим проявляешь пусть маленькую, но любовь, – так вот, Господь видя эту маленькую любовь, даст тебе потом и большую.

Но для этого надо начинать. Начинать когда-то нужно. Положить начало этому деланию когда-то нужно – нести немощи ближнего, брата своего. Пусть маленький коллектив, но в нем должна царствовать братская любовь, братская взаимопомощь, братское прощение. И вот Господь тогда настоящую божественную любовь даст. Тогда человек может любить весь мир и любого негодяя жалеть, как своего родного, как кусочек своего сердца жалеть его. Жизнь за него отдать, если нужно, потому что и он творение Божье, и у него бессмертная душа. И брат боится: не дай Бог, эта душа за грехи пойдет в огонь вечный. Не приведи Господи! Он готов на все, на любую жертву, чтобы этот человек, грешник, покаялся и спасся. Вот любовь до чего доходит. Всех жалко. Таким был старец Силуан. Для него не было ни злых, ни добрых – всех любил. Но это высшая любовь, божественная, дар Божий. А вот начинать надо когда-то с малого: носить немощи друг друга, терпеть немощи друг друга.

"Молитесь, да не внидете в напасть": о промысле Божием. (Ч.1)

"Молитесь, да не внидете в напасть": о вирусе, запугавшем мир. (Ч. 2)

Конечно, если они приводят к расслаблению тебя и ты сам начинаешь впадать в немощи, когда другой тебя соблазняет своим поведением и в грех вводит, вот этого терпеть не нужно. Об этом нужно сообщить тому, кто может исправить, духовнику, например, для того, чтобы принести пользу брату. И это нельзя называть доносом, потому что если ты хочешь спасти брата твоего, то обязательно нужно, чтобы авторитетный для него человек, духовный человек, мог его исправить. Он сам не может исправиться, и ты его не исправишь, потому что ты такой же, и он тебя не послушает. И в этом смысле, любя брата, нужно его грех как раз помочь исправить тем, чтобы его уврачевал духовник. Поэтому нужно иногда вот в таких экстремальных случаях, когда действительно грозит душе брата и твоей душе какой-то его недостаток, сообщить об этом его духовнику. И духовник примет меры для уврачевания того или иного греха брата.

Любовь - высший дар Святого Духа. Если вы любите человека, можете ли вы ему завидовать ?

А бывает так, что некая овца затесалась в стадо. А она паршивая и портит все стадо. И скрывает это настолько ловко, что и настоятель не видит этого, потому что перед ним такой человек просто идеально себя ведет. А с братьями совсем по-другому. Тоже нужно поставить в известность, потому что, бывает, и все стадо заразит эта паршивая овца. И у всех проплешины пойдут. И надо эту овечку-то убирать из стада, чтобы не заразила всех. Бывает и так.

Но в основе всего должна быть любовь. Даже если такая овца паршивая и завелась бы, то к ней надо все равно с любовью и жалостью относиться. И, убирая ее, убирают не потому, что ненавидят ее, неприязнь к ней испытывают, а потому что оберегают другое стадо. А ее все равно жалеют. Даже если выставят такого человека из монастыря, все равно о нем все молятся, все жалеют о нем, все хотят ему спасения. Просто для братства такой человек вреден. Он может всех заразить своим грехом. Вот его удаляют. Но его жалеют все равно и о нем молятся. Вот так мы должны относиться друг к другу. С любовью. И стараться всегда мир иметь между собою, как пишет об этом апостол Павел. Аминь.

Пишите нам — и молитвенная помощь придет.

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;

пожертвование на карточку Сбербанка 4817 7602 4787 9236

или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,

сумма — на Ваше усмотрение.

Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаамского монастыря" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современная жизнь.