К любви призвал нас, братья, Христос. И заповедал нам кратко и очень ясно: «Любите друг друга». И все. Новая заповедь. Любите друг друга. В апостольском чтении мы слышали о том, что мы, братья во Христе, должны прощать друг друга. «И чтобы мир не отступал от нас с вами»,– говорит апостол Павел (см.: Евр.3:13).
А как можно прощать, если не любишь. Мама, даже если ребенок и нагрешил, и даже против нее что-то сделал плохое, всегда в состоянии простить, потому что она любит. И если братья и сестры друг друга любят, то бывает, что кто-то из них и согрешит, и плохо скажет о другом, или сделает что-то такое нехорошее, все равно, когда есть любовь братская, даже тогда и какое-то большое согрешение способен брат или сестра простить. Потому что любят друг друга. Мы призваны к любви, а значит признаны и к прощению. И Господь нам тоже говорит: «Если вы не простите, и Я не прощу вам. Отец Мой Небесный не простит вам».
Конечно, прощать человека, который все делает так, как мы хотим, очень легко. И если он мелкую какую-то ошибку сделает, при этом все время находится в послушании, все делает так, как мы хотим, конечно, такого мы очень легко прощаем. Но ведь так, практически, не бывает никогда. Мы все имеем немощи. Да, мы, христиане, очень немощные люди, и не многим отличаемся от тех, которые живут в мире и вообще Христа не знают.
Все эти немощи они и в нас есть, потому что мы несем наследие отцов наших. И здесь нет ни одного человека, который с рождения своего знал бы Христа: его бы младенчиком приносили к Чаше, причащали, мама, когда он во чреве еще был зародышем, молилась бы о нем, причащалась бы и освящала его, младенца, в своей утробе. Никого нету таких, чтобы родители с детства воспитывали в любви к Богу, в любви к ближнему. С молитвой. Учили бы нас всякому добру на христианских основах. Никто из нас, здесь присутствующих не получил такого воспитания. Поэтому мы несем все, что нам дал этот греховный мир, все грехи и греховные наклонности наших предков. А потом хотим вдруг сразу потребовать друг от друга – не от себя, кстати говоря, а именно от ближнего своего, от брата своего, – чтобы он был совершенным, чтобы он не грешил, чтобы делал так, как нужно, как написано, как должно. Да такого быть не может, потому что он такой же больной как и я. Он такой же пришел – болящий, с больной душою, чтобы с Божьей помощью, через Таинства Церкви: исповеди, причащения, соборования – исцелить душу свою.
И это исцеление происходит иногда годами, я не побоюсь сказать – десятилетиями. Это медленный процесс борьбы со своим грехом с помощью благодатных Таинств. Почему медленный? Потому что человек должен сам бороться. Бог быстро не исцеляет. Он хочет, чтобы человек сам приложил усилия к борьбе со своими грехами, со своими страстями и немощами. И видя, что человек прилагает усилия, Бог ему помогает. А человек, когда прилагает усилия, видит, что своих усилий ему недостаточно, ничего у него не получается или получается, но очень мало. И он недоволен результатом. И тогда человек понимает: да, моих усилий недостаточно, только вместе с Богом я могу победить ту или иную свою наклонность, привычку или страсть. И вот тогда, когда человек это понимает, приходит помощь Божья. «Яко без Мене не можете творите ничесоже» (Ин. 15:5). Результат можно получить только с помощью Божьей и только в течение многих лет труда усиленного. А если кто не трудится, можно, даже десятилетия провести в монастыре, а толку никакого не будет. Но если кто трудится, через десять лет он обязательно получит исцеление от одной или другой, или третьей страсти. Какие-то быстрее исцеляются, какую-то можно за год исцелить, а какая-то и десять лет не исцеляется. Но и эта страсть в результате все равно будет исцелена, если человек, не покладая рук, постоянство проявляет.
На Кавказском скиту принимаются к поминовению имена пострадавших от коронавируса
И нам с вами для исцеления очень важно проявить постоянство в прошениях. Все время вопиять: «Господи, помоги исправиться. Я сам не могу. Ты мне помоги». И десять, и двадцать лет, если понадобится, вопиять ежедневно в своих келейных молитвах о том, чтобы Господь не оставил, чтобы Он простил, чтобы Он помог исправиться.
Часто, видя какие-то немощи брата, мы не можем их потерпеть, не можем их понести. Укоряем. Или если даже не укоряем, то внутри у нас все равно какая-то возникает обида, неприязнь, раздражение, злоба. А чего тут раздражаться? Каждый из нас постоянно грешит немощами какими-то. Тот на службу проспал, а другой думает: ну что он, такой-сякой, мог бы тоже встать, я же пришел, хотя мне тоже трудно было. Кто-то за собой не убрал посуду со стола, кто-то не вытер ног. Вот, начинаем раздражаться и так далее. Да, это все плохо. Я не говорю, что это хорошо. Это плохо. Но часто человек мгновенно исправиться не может. Долго его надо вразумлять, долго ему надо слышать хорошие вразумления духовника. Это тоже с первого раза не бывает. Как дети: им двадцать раз говорить надо. Мы взрослые, вроде бы, а я тоже иногда смотрю: и двадцать раз говоришь, не понимают, а вот на тридцать первый, наконец, дошло. Понял. Ну что же делать? Долго? Да, ну вот, мы такие же дети. И Господь говорит: будьте как дети. Ну, конечно, не по уму желательно бы.
Любовь - высший дар Святого Духа. Если вы любите человека, можете ли ему желать зла? (Ч. 1)
Любовь - высший дар Святого Духа. Если вы любите человека, можете ли ему желать зла? (Ч. 2)
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаамского монастыря" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современная жизнь.