Вера Нефедова живет в провинциальном городишке Заступинске и работает официанткой в привокзальном ресторане.
Это сейчас кажется, что ее работа не слишком престижная и порой неблагодарная. А во времена всеобщего продуктового дефицита профессия официантки была вполне привлекательной. Особенно в заведениях высокого уровня.
На первый взгляд у нее все хорошо. Немного уставшая, но очень интересная и красивая женщина. Работа хоть и тяжелая, но кормит и вполне прилично одевает. Да и подзаработать можно на больших мероприятиях типа свадьбы. Опять же реализация дынь и других даров солнечного юга позволяет иметь неплохие по советским меркам доходы. Мужа на данный момент уже нет, но есть сын и любящие ее бывшие свекор и свекровь. Временами даже бывает какая-никакая личная жизнь (проводник Андрей), а ведь могло и не быть вовсе! В общем, жизнь ее не назовешь скучной и беспросветной…
Но все-таки чего-то не хватает. Нам, женщинам, всегда чего-то не хватает. Быть может, любви. Ее никогда не бывает много. И, конечно же, принца на белом коне. Но где ж его взять? Все местные «принцы» наперечет и давно заняты. Остается только ждать заезжего. И вот он появляется... Правда, не на белом коне, а на обыкновенном паровозе. Зато в остальном хоть куда: москвич, представитель «богемы» с личным автомобилем. К тому же в пиджаке и вовсе недурен собой.
Любви с первого взгляда, правда, не случилось. Скорее, наоборот. Однако очень быстро взаимная ненависть переросла в симпатию, а затем и в настоящую любовь. Платон Рябинин уже готов отказаться от своей прежней жизни, потому что чувствует в ней пустоту и фальшь. Он не знает еще, какой его ждет срок, но уже предает жену (ту, что предала его первая, вынудив отвечать за несовершенное преступление). Вера в свою очередь отвергает Андрея, ставя жирную точку в их многолетних и взаимовыгодных отношениях.
Совместное будущее Веры и Платона представляется таким же трудным, как та заснеженная дорога в конце фильма. И вообще, последние 12 минут, по моему мнению, очень показательны. Обратите внимание, как они сидят за столом, глядя друг на друга. Они способны разговаривать без слов, и им хватает одного стула на двоих.
А ведь всего через какие-то 8 лет (фильм 1982 года выпуска) наступят лихие 90-е, и профессия пианиста будет, мягко говоря, не совсем востребована. Платон в силу своего характера окажется совершенно не приспособленным к реальным жизненным трудностям. Понятно, что ему придется туго, в отличие, например, от проводника Андрея, у которого неплохо развита предпринимательская жилка. И поможет ему не кто иной, как Вера. Я уверена, что Вера сможет привести его в чувство после отсидки. Посмотрите, как она лихо «вылечила» его от внезапного кашля мастерским ударом по спине. Так будет и в жизни. Вера окажется сильней Платона даже физически – в конце дороги именно она, шагая на своих дамских каблучках, несет аккордеон и поддерживает Платона словами. А потом и вовсе подставляет ему свою спину в качестве опоры – для того, чтобы он начал играть.
И все же Вера промахнулась в своем выборе – променяла будущего предпринимателя Андрея на будущего безработного Платона. Она и сама иронично это признает: «Ехала к пианисту, а приехала к уборщице». Но сказаны эти слова не с разочарованием, а с любовью. То, что возникшее чувство – любовь, видно невооруженным глазом.
Несмотря на все сопутствующие обстоятельства Вера будет счастлива – ведь перед ней по-прежнему ее прекрасный идеал. Он теперь хоть и сравнялся с ней по социальному статусу, но все равно останется для нее принцем, пришедшим из сказки. И это главное.