Прогресс – это процесс вековечной борьбы лени с проклятием, которое господь наложил на род человеческий в связи с первородным грехом. Представляй себе Адам КАКИМИ испытаниями для потомков обернется его и супруги плотская невоздержанность, он наверняка и яблок бы не ел, и сексоваться бы не стал… Впрочем, и потомков тогда не было бы вовсе. Причинно-следственный парадокс, в общем: не согрешишь – ни в веках не продолжишься, ни ум не отточишь… Но мы про фуа-гра.
Оказывается, древние египтяне отнюдь не были теми надутыми индюками, какими мы их себе представляем: они, как и полагается людям из плоти да крови, более интересовались радостями жизни, чем способами поизощреннее помереть.
Известно, например, что люди чуть не со времен палеолита совершенствуют искусство вытравливания плода: травки-муравки, прыжки с камешков, то да се – был создан целый комплекс почти обезьяньих по своему происхождению практик. Однако египтяне оказались людьми во вполне современном смысле этого слова: их интересовало не только – ждать ли ребенка, но и если ждать, то кого именно?
А теперь представьте себе решение подобной головоломки в отсутствие УЗИ, аптек шаговой доступности, лабораторий и прочих ништяков, дарованных наукой! Поупражняйте ум: определите хотя бы направление, в котором следует двигаться, чтобы обрести способ неинвазивного определения пола будущего ребенка. Да еще на столь ранних сроках, когда слово «пол» в применении к эмбриону – совершенная абстракция. Египтяне справились. Описание метода содержится в папирусе XV в до н.э, но, по всем приметам, текст был написан за 500 лет до того.
Итак, тест на беременность 4-х тысячелетней давности таков. В качестве рабочего инструмента использовались два мешка, в обоих – пшеница и ячмень. Там же невесть зачем финики да песок: при проверке рецепта они оказались излишними, но, в принципе, ничему не мешали. Итак, содержимое мешков, как положено, поливали мочой испытуемой.
Тот же рассказ, но уже в формате видео: рекомендую
Прорастет ячмень – жди мальчика, проклюнулась пшеница – будет девочка, не дождались ростков – пробуйте еще. Это казалось нашим скептическим современникам шарлатанством, но рецепт выдержал две лабораторные проверки – в 1935-м и в 1963-м. Всхожесть сработала отлично – то есть, факт беременности устанавливался безошибочно: в моче беременных содержится какой-то специфический белок. С полом ребенка сложнее: тест давал правильный ответ в половине случаев.
Ну, пока человек был двупол, простое угадывание давало результат не хуже. Сейчас, по данным фейсбука, гендеров больше 70-ти: при таком разбросе вариантов, в пору возвращаться к египетскому тесту с его 50%-й точностью. Хотя трансгендеров ячмень, конечно, не опознает, увы и ах. Кстати, египетский способ прекрасно применяли греки-римляне, европейцы средних веков и нового времени: последний раз в медучебниках он публиковался 300 лет тому назад.
Еще одно сокровенное древнеегипетское знание относится к сфере кулинарии. Есть небезосновательное подозрение, что обитатели Черной земли баловали себя фуа-гра. Известно, что данный продукт готовят из печенки гуся, которого заводчики довели до цирроза указанной печени.
Для достижения такого результата, беднягу обездвиживают и принудительно кормят только грецкими орехами – ну, то есть, жирной и однообразной пищей. При изучении гастрономических папирусов выясняется, что этим манером египтяне откармливали гусей, а также уток, журавлей и, внезапно, коров, свиней, даже гиен.
Понятно, фуа-гра – не просто жирная печенка, но томленая в духовке и резко охлажденная почти до нуля градусов. Таких па-де-де со жратвой египтяне точно не выплясывали: с другой стороны, и французы оттопырив мизинцы фуа-гра из гиены не трескают. Думается мне, что по части извращенной изобретательности счет здесь 1:1.
Интересовали древних, конечно, не едва ощутимые обертоны вкуса, не «верхние трюфельные нотки»: они любили максимально жирную, сочащуюся жиром, жирную nec plus ultra пищу. Их коровы после такого ухода ходить не могли. Но первый шажок в направлении создания фуагра был сделан – и даже половина второго. А довершили дело, вероятно, греки да римляне: в «Одиссее» упоминается гусиная печень как деликатес, а римляне часто говорят про нее – про «белую», то есть, предельно жирную печень.
Короче, не буду оригинален, если сообщу, что все было уже в веках, бывших прежде нас.
Про египетское пиво известно многое, но следующий сюжет о нас сообщает не меньше, чем о них. В 1996-м по инициативе археолога Барри Кемпа два пивзавода (шотландский и ньюкаслский) взялись сварить пиво по рецепту времен царицы Нефертити.
Обнаружилось, что пиво это – классический эль, то есть, производится без хмеля верховым брожением. Экспериментаторы ждали получить мутную жижу с остаточными следами алкоголя: вышло золотистое, почти идеальной прозрачности питье, в котором дегустаторы находили шампанские нотки с оттенками шардоне. Произвели тогда 1000 бутылок, которые продавали по 50 фунтов штука.
И были это те еще фунты – пятерку тогда еще только начали чеканить в виде монеты и это было общенациональной трагедией: люди еще помнили, как на такие деньги прожить неделю. «Эль Тутанхамона» улетел с прилавков «Харродс» за неделю. Я не знаю причин, по которым его не выпускают теперь: может, чтоб даже задорого не было альтернативы обычному пойлу из пабов? Но вы теперь знаете: доброе пиво тоже не наше изобретение.
И, наконец, брачные контракты. Браки совершаются на небесах, а делить совместно нажитое приходится здесь, внизу, в нашей юдоли скорби. Возникают, само собой, эксцессы, чреватые синяками-шишками, ядом в пиве, случайно падающими на нежное темечко кувшинами. Идея все поделить заранее, пока любовь сильна, родилась в том же Древнем Египте. К делу подходили основательно, въедливо, на чернила не скупились: один идеально сохранившийся брачный контракт достигал длины в 2,5 метра – остальные, траченные временем, вряд ли были короче, но они дошли до нас во фрагментах.
В случае развода супруги не только утаскивали в раздельные норки то, что принесли в общую. Египтяне изобрели алименты: по двухметровому папирусу, супруге после развода полагалось ежегодное пособие – мерный слиток серебра и 36 мешков зерна. Перечень взаимных постбрачных обязательств был обширен и подробен: супружество – дело ответственное и главное в нем не собственно процесс, сколь бы долог и сладостен он не был, а итог. Итог же – имущество и дети, да чтоб побольше того и другого.
Два метра папируса становились прочным основанием семейного алтаря и обычаю этому уже 3 с гаком тысячи лет.
В общем, если произвести инвентаризацию, то плоти нашей цивилизации мы нарастили не так уж много. Да и не плоть это, а так – прыщи да бородавки, смартфоны да авто. А вещи сущностные, изначальные, главные придуманы давно: теперь они так же привычны и столь же естественны, как, скажем, умения дышать или оправляться.