Найти в Дзене
Даня Науменко

Очень дорогие паспорта. Сколько стоит гражданство и можно ли им торговать?


В 1850 году русский политический эмигрант Александр Герцен вынужден был задуматься о приобретении какого-нибудь другого подданства: российский император Николай I приказал Герцену немедленно вернуться в Россию, чего социалисту, уже пожившему в ссылках, делать совершенно не хотелось. Герцен отказался. Оставаться подданным родной державы было небезопасно, и Александр Иванович, убежденный демократ, выбрал себе новую родину – стал “тягловым крестьянином” деревеньки Шатель (ныне Бург) близ Муртена, в Швейцарии. В “Былом и думах” он вспоминает:

Шаллер (тогдашний президент Фрибургского кантона, политический единомышленник Герцена – НВ) обещал Фогту похлопотать о моей натурализации, т. е. найти общину, которая согласилась бы принять меня, и потом поддержать дело в Большом совете. В Швейцарии для натурализации необходимо, чтоб предварительно какое-нибудь сельское или городское общество было согласно на принятие нового согражданина, что совершенно согласно с самозаконностью каждого кантона и каждого местечка в свою очередь. Деревенька Шатель, близ Мора (Муртен), соглашалась за небольшой взнос денег в пользу сельского общества принять мою семью в число своих крестьянских семей.

Герцен благополучно получил гражданство и через некоторое время даже съездил в “свою” деревню, где его так напоили местным вином, что он на обратной дороге проспал грозу и “доехал, не зная как, от Мора до Фрибурга, под проливным дождем”. Вскоре Герцен составил завещание, в котором передавал общине Шатель пять тысяч франков, а Юлиану Шаллеру и профессору Фогту завещал 25 тысяч. Оно и было исполнено после смерти писателя в 1870 году. В Швейцарии Герцен никогда не жил.

По меркам 1850 года проблема Герцена была экзотической: он был едва ли не единственным богатым россиянином, открыто вступившим в конфронтацию с императором. Сегодня таких российских герценов куда как больше, и для обретения другого подданства им не надо ехать в коляске из Фрибурга в Шатель. Можно, например, просто купить дом стоимостью не менее $400 тысяч долларов в Сент-Китс и Невисе, островном государстве в Карибском море, входящем в Британское содружество, – и паспорт, позволяющий въезжать без визы в 131 страну мира, у вас в кармане. Приезжать в Сент-Китс и Невис вообще не обязательно. Можно получить паспорт и за меньшую сумму – тогда надо внести $250–350 тысяч в благотворительный Фонд диверсификации сахарной промышленности Сент-Китс и Невиса. Именно так решил свои проблемы с российскими властями в 2014 году создатель ВКонтакте и основатель Telegram Павел Дуров. Как это сказалось на сахарной промышленности островов, неизвестно. Программа продажи паспортов на островах работает с 1984 года.