Сегодня в Алма-Ате нет трамвая. Это раз. Во-вторых, депо, вагоны и даже рельсы в городе еще есть, а это в свою очередь вызывает интерес и заставляет любого неравнодушного любителя транспорта найти и посмотреть. Идем, ищем!
Ладно, давайте немного об истории. Что и откуда. Систему открыли в 1937 году. Работала она до 2015-го. Развивалось все до 1990-х, а потом поэтапно все закрывали. Действовало два депо. Окончательно "нагнули" трамвай к 1999 году. С того периода действовало два маршрута.
Ну все, пора в депо!
Алма-Атинское трамвайное хозяйство эксплуатировалось государственной коммунальной компанией ТОО Алматыэлектротранс. С 31 октября 2015 года движение трамвая в городе прекращено. Во второй половине 2016 года решением акима города Бауыржана Байбека демонтирована контактная сеть, а в 2017 году демонтированы трамвайные пути на улицах Торайгырова, Утепова, Шевченко и Кунаева. Почему? Да все просто. Ремонт плохой, вагоны сходили с рельс, срывались со спусков. Опасным видом транспорта стали они в 2010-х годах. И снова в депо!
Развал трамвайного хозяйства начался в 1995 году, когда Трамвайно-троллейбусное управление перешло из под республиканского министерского управления и собственности в коммунальную городскую собственность и управление при городской администрации Алма-Аты. Действующий на тот момент глава городской администрации Шалбай Кулмаханов принял решение закрыть трамвай в Алма-Ате, сразу же был закрыт маршрут № 2. 21 марта 1996 года были закрыты 3 трамвайные линии: 1) по ул. Сатпаева от ул. Жарокова до ул. Руднева (ныне Брусиловского), 2) по ул. Руднева от Тастака до ул. Сатпаева, 3) от ул. Руднева — по ул. Сатпаева — ул. Щепеткова — ул. Шаляпина до уг.ул. Саина. Закрыты маршруты № 1 и № 3. В марте 1997 года закрыта линия по ул. Комсомольской от ул. Кунаева до Талгарской. В результате протяженность трамвайных путей сократилась до 29,6 км. Вот так! Ну что, снова в депо?
Сотрудники депо стали бороться за сохранение предприятия. Директор депо Мухамеджанов Абдибек Абиевич подключил прессу, дав интервью газете «Доживем до понедельника», а также разместил на страницах печатных изданий открытое письмо президенту, в котором от лица горожан и работников депо выступил за сохранение в городе трамваев. В 1997 году Кулмаханов был снят, главой города стал новый аким Виктор Храпунов. Решением Храпунова оставшиеся крупные трамвайные линии и трамвайное хозяйство в целом принято сохранить в городе. Сразу же были выделены бюджетные средства на запчасти, на ремонт трамвайных путей и корпусов депо. В 1999 году бюджетом города были выделены средства на закуп трамвайных вагонов, ввиду острой нехватки крупных средств и экономического положения страны, в Германии были куплены 40 бывших в употреблении трамваев чешского производства «Татра» — модели КТ-4Д, Т-3, Т-3Д, Т-4Д. С появлением новых дополнительных вагонов регулярность движения на маршрутах и пассажиропоток значительно возросли. За несколько лет выручка депо поднялась в 10 раз. Ежедневно на линии выпускалось 50 трамваев. Депо постепенно полностью обновило свой парк, что способствовало его выходу из кризиса. Закупки чешских трамваев из Германии продолжились в 2003, 2004 и 2013 годах.
В 2002 году был утверждён к исполнению «Стратегический план развития города Алма-Аты до 2010 года», согласно которому, за счёт государственных средств предусматривалось ежегодное проведение капитальной реконструкции 10 км трамвайных путей с восстановлением ранее закрытых линий. Однако, реализация работ по реконструкции путей впервые началась только в 2005 году, тогда Акиматом города был капитально реконструирован первый отрезок трамвайных путей проходящих по улице Утепова от ул. Гагарина до ул. Каблукова. Пошли в депо?
30 октября 2015 года аким Алма-Аты Байбек совершив визит в трамвайное депо. Толку от этого... ох! 22 февраля 2016 года в результате проведённой проверки транспортной прокуратурой были установлены нарушения в деятельности ТОО «Алматыэлектротранс», должностные лица организации привлечены к дисциплинарной ответственности.
Все фото сделаны в 2019 году. Увы, но никому в городе трамвай не нужен.