Найти тему

Гунтарс Сиетиньш. (Гравюра. Латвия.)

Змея, поймавшая себя за хвост, зависла в воздухе. Предугадать следующее движение этой мизансцены невозможно, и страшно следить за игрой мускулов змеи, удерживающей баланс. Выступая в роли смертоносного вечного двигателя, она приковывает внимание, скользит непрерывной лентой, вращая земной шар. Этот древний символ конечности материального мира сейчас как нельзя более кстати в нашем странном планетарном отпуске.

Guntars Sietiņš. Lidzsvars. (Гунтарс Сиетиньш "Баланс", 1987 г., меццотинто, 43х50 )
Guntars Sietiņš. Lidzsvars. (Гунтарс Сиетиньш "Баланс", 1987 г., меццотинто, 43х50 )

Предсказание будущего

Гунтарс Сиетиньш, создал гравюру “Баланс” в далёком 1987 году, когда изменения в мире казались малозаметными и только отдельные люди дышали воздухом перемен. Они, наделенные сейсмочувствительностью, ощутили биение подземных толчков и сдвигов политической арены. Для меня работа “Баланс” будет символом и этого года.

Эта работа выполнена в трудоемкой и не очень распространенной технике гравирования, получившей название чёрной манеры или меццотинто. Сам Гунтарс говорит о ней, что в силу такой особенности, как растянутость ручного процесса подготовки пластины, техника позволяет взвесить жизнеспособность и перспективность будущего произведения.И здесь много того, что напоминает испытательный срок - для самой работы и художника. Остаются только самые крепкие. И прозорливые.

Границы реальности

Guntars Sietiņš. Characters XVII/ ထ-B. (Гунтарс Сиетиньш "Символ  XVII/ ထ-B", 2015 г., меццотинто, акватинта, 50х35)
Guntars Sietiņš. Characters XVII/ ထ-B. (Гунтарс Сиетиньш "Символ XVII/ ထ-B", 2015 г., меццотинто, акватинта, 50х35)

Персональная выставка Гунтарса Сиетиньша в России прошла год назад в Екатеринбурге на Чёрной биеннале - международной выставке мастеров чёрной манеры. Напомню, что основное изображение складывается за счет выглаживания поверхности пластины, которая предварительно механически покрывается сетью мелких борозд из точек (пунктов). Этакий негатив на металле. Выглаживание позволяет добиться опытному мастеру создания очень мягких, плавных переходов, подобных живописи или позднее изобретенной фотографии. Гунтарс представил на выставке серию, посвященную отражениям в зеркальном шаре. Эти листы словно ребусы, в которых зашифровано послание с формулой искажения пространства и преодоления границ реальности. Если есть желание, можно разгадывать на досуге “Квадратуру круга”.

Guntars Sietiņš. Black Circle _ 2. (Гунтарс Сиетиньш "Черный круг", 2014 г., акватинта, 60х60)
Guntars Sietiņš. Black Circle _ 2. (Гунтарс Сиетиньш "Черный круг", 2014 г., акватинта, 60х60)

Эта серия очень медитативная, в ней много созерцательности, завораживающей смены отражений деревьев на поверхности, теней и стен. Однако, звон сталкивающихся металлических шаров должен пробудить вас. По большому счёту, сейчас время для укрепления собственных границ, а не рассеянного наблюдения, поэтому пусть финалом нашего рассказа о мастере будет его работа “Firewall”

Следи за собой

Guntars Sietiņš. Fire Wall. (Гунтарс Сиетиньш "Символ  XVII/ ထ-B", 2012 г., меццотинто, две доски, 17х13 каждая)
Guntars Sietiņš. Fire Wall. (Гунтарс Сиетиньш "Символ XVII/ ထ-B", 2012 г., меццотинто, две доски, 17х13 каждая)

Пожарная стена - это техническая конструкция, позволяющее разграничить уязвимые в ситуации пожара участки, например, кирпичная стенка между деревянными домами или кварталами. В деревянной Риге такие постройки не редкость, такая обыденная, житейская деталь. Осознать её важность позволит только экстремальная ситуация - война, разгорающаяся пожаром в соседнем регионе; пандемия, охватывающая мир. Стройте укрепления, говорит нам Гунтарс Сиетиньш, и это разумный совет.

08. апреля 2020. Рига. Анна Гарасько