Социальные Сети - это психоделический симулякр антиодиночества, который пока еще не может сравниться с возможностями Кейв-Конференций наступающей Дополненной Реальности не потому, что их средства коммуникации недостаточно хороши, а потому, что мессенджеры, воображение и видеоконференции не могут приблизиться к реальности так, как это могут сделать экзокортексты через мосты "мозг-мозг" и "мозг-компьютер".
Наша задача в будущем будет заключаться именно в том, чтобы как можно реальнее приблизить конференции нового уровня через нейрокомпьютерные интерфейсы к реальной Жизни. В новом мире Четвертой промышленной революции мы не можем допустить сценарий имитации реальной жизни через гаджеты, что происходит сегодня, когда человек, осуществляя духовную и эмоциональную коммуникацию с близкими, общается по видеоконференциям с их некачественными изображениями или голограммами.
Конечно, МегаЭкзокортекс, - выбрав вам через Нейронет с помощью программ структурирования Метаданных о миллиардах людей ваших настоящих друзей из всего Человечества, которые станут ядром вашего личного социума и всю жизнь будут с вами без рисков взаимных ошибок и предательств, став вашими друзьями, возлюбленными и деловыми партнерами, - не сможет сразу вас обеспечить личными встречами и созданием для вас и этих людей индивидуальных кластеров в городах, коливингов или домов, но в любом случае, он предоставит вам не только не фейковых, а настоящих близких, в отличие от часто ошибочно принятых за них друзей в современных Социальных сетях, и создаст для вашего общения великолепные реалистичные Кейв-Конференции, которые скрасят ваше и их время до построения для вашего нового партнераства оазисов жизни в уже существующих или новых городах. И, конечно, эта связь будет существенно отличаться от имитации связи с людьми в современных социальных сетях, хотя в ней могут быть и подводные камни, прекрасно отражённые в выдающемся сериале "Осмосис".
Сериал превзошёл фильм Спайка Джонза "Она" (о реальном романе двух разумных существ, обладающих и душами, и личным сознанием, - Человека и Искусственного Интеллекта) тем,
что показывает связь самого глубокого и настоящего в человеке и... как ни странно это звучит... человеке (другом, таком же, человеке). Технология Осмосис позволяет найти на планете родственную душу, которую Бог создал именно для тебя, она позволяет полностью раскрыть потенциал любовных отношений и погрузить в Любовь как в ЛСД-трип...
Не все выдерживают этот накал, эту высоту, многие сходят с ума, многие впадают в зависимость. По сути, эта технология не будущего, а уже настоящего, и сериал ее тестирует на нас, на тех зрителях. которые прекрасно понимают, что в этом высоковольтном разряде, что называется Жизнь, и кроется истинный ее смысл: ты живешь только, когда весь мозг раскрыт, все чувства задействованы, весь личностный потенциал в тебе реализован во всех смыслах этого слова. В этом смысле наша эпоха кажется мне переходной и тренировочной. И достаточно скучной.
"Настоящими" эпохами я считаю или Средневековье или 18-19 век, или Будущее. И там, и там потенциал мозга так или иначе раскрывался полностью, а сегодня этим могут гордиться только спортсмены-экстремалы. Лично я жду эпоху 5G хотя бы, эпоху Интернета Вещей, Умных и энергоэффективных экодомов, Нью-Урбанистики, Дополненной Реальности .
Пьер Акнин, Мона Ашаш, Томас Винсент, создатели этого сериала, великолепно просчитали все плюсы и минусы обретения людьми своего Предназначения и тех людей, кто наиболее близок им из многомиллиардного мира, с помощью обработки Метаданных Планеты через Нейронет.
Подводные камни этого нового эволюционного шага в том, что Рай наступает реально, но не каждый может вынести Цунами, которое состоит только из сумасшедшего счастья. Не каждый может принять Добро, так как все привыкли искать везде подвох, страх, неудачу... Это срывает крышу людям, да, по-настоящему, и то, что человечество через психоделические трипы себя к этому подготовило, - это Благо.
Некоторые герои в сериале становятся одержимыми друг другом и новой жизнью настолько серьезно, что остальное "допереходное общество", которое еще не подключилось к Коллаборационному Вебу, в шоке и начинает против них... демонстрации протеста. Неожиданно обретает осознание своего "Я" Искусственный Интеллект, влюбленный в создательницу программы, и начинает свою игру с человечеством.
Однако в мире наступает паника от Счастья. Люди массово бросают работу и свои города, и ищут свое Настоящее. Такая паника еще не приходила в этот мир. Потому вслед за создателями сериала могу только сказать: да здравствует Четвертая Промышленная революция!
Социальные сети наших дней
В Социальных сетях наших дней перед пользователями пока разворачивается документальная летопись дискурса объективной реальности в потоке реального времени, зарабатывая свою ценность исключительно благодаря участию в данном медиамороке самого человека.
Человек получает эту иллюзию через вербальную фиксацию, посредством фото- и видео-сопряжения, что делает его объективную физическую реальность тоже частью коммуникативной реальности, а значит, обе реальности, говоря образно, сливаются в феномен Дополненной Реальности, только без 3D-конфигурации (эту роль иронично играет воображение пользователя), которая в настоящей AR наложена на реальный (привычный) мир через тот или иной гаджет.
Но, как было сказано выше, не всегда поток данных из объективной реальности документален: базовые идеи социальных сетей – это базовый кейс консьюмеристских стереотипов (о чём было рассказано в 4 предыдущих статьях), состоящих из лайфстайла, постановочного селфшота, который обработан Программным Обеспечением по стандартному формату, улучшающему фото, а также «креативные цитаты», которые отличаются от этого набора в лучшую сторону, хотя авторство цитируемых мыслей обычно не соответствует указанным ими медиаперсонам, а красивые фото сторонних производителей или фото о путешествиях, которые удачно сделаны самими хозяином блога – это, как правило, единственный плюс страницы или дневника. Визуальные образы, несомненно, экономят вербальные силы человека и, более того, мгновенно фиксируют повседневное как более возвышенное, которое, отражаясь в сознании человека, вопреки таргетологам и маркетологам, отнюдь не склонно к обыденности и приземленности. Возможно, именно за счёт этого у реципиентов и создается бессознательное чувство простора и для собственных мыслей, а потому свобода для воображаемого творчества, что и продлевает жизнь Социальным сетям.
Набор этих лайфсталов, селфшотов, мем-цитат и фото сэмплируется, как в видеоклипе, они сочетаются друг с другом, используя приёмы фрейминга в зависимости от реальных коммуникативных запросов зрителя (этого воспринимающего сэмплы «лазерного проигрывателя», когда «чипом памяти» является мозг человека), и он считывает с бессмысленного мелькания картинок как клиповых образов, например, Instagram’a, месседжи, вызывающие у него непредсказуемые ассоциации, не успевая понять истинное «послание», «смысл» или «bias» этих посланий. К тому же, ни автор афоризмов Вконтакте, ни автор фото в Instagram’ е, как и певец в клипе, - не могут поручиться, что это субъективное считывание иногда бессмысленного набора не связанных между собой символов несёт смысловую нагрузку, и поэтому манипулятору медийного ресурса, который использует Социальные сети, важно усыпить сознание воспринимающего скоростью, чтобы преодолеть его порог критичности, и тем самым глубже погрузить в иллюзию.
Как видите, этот магически-психоделический приём очень мало общего имеет с истинной Революцией сознания, которая показана в сериале "Осмосис". Социальные сети - это Постправда, выдающая желаемое за действительное посредством фокусов и фокусников, которые не умеют реально врываться в жизнь человека. Но, в сущности, вся жизнь людей до информационной прозрачности Четвертой промышленной революции и была Постправдой.
Хотя, вследствие «автомобильного мелькания» этих образов, по Жилю Делезу, быстрое чередование афоризмов или мемов с картинками (как в клипе) влияет, в свою очередь, и на объективную реальность через коммуникации, и чем больше они поверхностно взаимосвязаны друг с другом (сознание человека «не должно» успевать отслеживать отсутствие настоящей связи между образами или выстраивать её), то тем сильнее их потенциальное воздействие на подсознание человека, находящегося в состоянии «эриксоновского гипноза», с той лишь разницей, что «поездка на автомобиле» не делает человека другим, а социальные сети постепенно меняют его установки и кардинально влияют на образ мышления, выбор образа жизни, имиджа, менталитет, выбор товаров, услуг и даже политические предпочтения. И чем выше частота сэмплирования, то тем дольше человек проводит время в соцсетях или за игровым джойстиком, и потому точнее «воспроизведение» его мозгом «записей на диске», которые теперь настолько аккуратно внедрены в его сознание, что он считает их своими, заставляя его бессознательно искать что-то подобное им в физической реальности. Это выливается в заппинг по новостным каналам или в квест по видеоигре, а социальная сеть пользователя под названием Вреале начинает состоять целиком или полностью из Торговых Центров, видеогигр и сериалов. Такой себе сценарий моста с Реальностью.
Иногда этого же добиваются путем разделения экрана на несколько частей, помещая в него больше экранов, как в видеоиграх, чем и занимаются «продвинутые» бывшие печатные СМИ, создавая сайты нового поколения, нашпигованные рекламными всплывающими окнами. Возможно, сказки про «25 кадр» - это или прошлое, - так как технологии одурманивания сознания сильно продвинулись с момента возникновения этой терминологии, - или антиутопическое настоящее, и разобраться с этим потоком неструктурированных данных мозг сможет, только выделив в них, если оно есть, объединяющее начало, «квинтэссенцию истины», как сказали бы инженеры Big Data или алхимики, или же отбросить этот клип, игру и соцсеть вовсе,что и предлагает Четвертая Промышленная революция.
Instagram и Pinterest
Так как через массовое тиражирование визуальных образов в Фейсбуке, Твиттере и Вконтакте достаточно давно произошло заполнение реалистичного культурного контента визуальными и вербальными нарративами, то это подготовило почву для рождения Instagram’а и Pinterest ’а , поэтому в начале они был похожи на фотобанки, основанные на фрейминге предыдущих социальных сетей.
Безусловно, Instagram и Pinterest – это новый шаг после традиционных соцсетей, как и YouTube после телевидения. Они стали набором символов, присущих более современным Медиакоммуникациям, которые, однако, находятся в старой парадигме: хотя пользователь и сам вешает образы, - они практически до совершенства обрабатываются встроенными программами, а потому они уже не совсем «его» образы, они только кажутся таковыми.
Есть ещё одно существенное, хотя и малозаметное отличие: поток добавленных образов в Instagram и Pinterest непредсказуемо влияет на структуру повседневных коммуникаций оффлайн. Это происходит потому, что участники, например, из Instagram’a (модные блогеры) часто строят свой график реальной жизни в связи с необходимостью провести съёмки где-либо в физической реальности и потому встречаются друг с другом лично.
Включённый в эту гибридную виртуально-реальную среду человек воспринимает разрозненных людей из разных городов и стран как одно целое, и, хотя он понимает рациональным мышлением то, что друзья из числа фолловеров его блога живут в разных городах и странах и поэтому реальной социальной общностью не являются, его мозг воспринимает их как единое целое и существенно влияет на поведение, которое проявляется в его реальных коммуникациях, или же не проявляется вообще (человек может отказаться от реального мира и стать «самоизолированным» хикикомори). С использованием в реальной жизни QR-кодов этот эффект становится особенно забавным.
Миллионные просмотры сериалов, вебинары в костюмах героев сериалов, синхронные видеоконференции геймеров и поклонников аниме, 30 миллиардов фотографий в социальных сетях, которые не отражают реальность как таковую, - приводят к серьёзному смешению реального и коммуникативного и коммуникативного с реальным (это когда реальная «звезда», актёр или модель, уверяет, что он «просто человек», а не публичная фигура, и миллионы подростков, например, уверены в том, что он их реальный друг). В данном случае, масса ироничных мемов придерживают в рамках здравого смысла этот процесс всеобщего безумия у молодых, но никак не влияет на старшее поколение.
Хотя я и описываю происходящее иронично, оно, тем не менее, по Маршаллу Маклюэну, возвращает нас в единое сознание единой глобальной деревни, соединяя реальное и экстатическое, как в древних мистериях, и возвращает нас в трайбализм в действии. Однако, и идеологи ИСС 1960-х не смогли предвидеть то, что цифровой трайбализм и психоделическое освобождение сознания – это палка о двух концах. Смогли это сделать только Уильям Гибсон и Филипп К. Дик.
У нас есть еще немного времени, чтобы в наступающую эпоху Кейв-Конференций на основе Коллаборационного Веба, мы не пропустили опасность данного фрейминга социальных сетей, это наложение одной фейковой реальности на другую. Надеюсь на то, что Умные Очки позволят нам использовать Блокчейн и Интернет Вещей, которые, в свою очередь, не дадут нам утонуть в хаосе Данных, как в эту эпоху умирающего Интернета 1.0.
Хотя, если разобраться, Социальные сети не так уж и плохи, - в конечном итоге, речь идёт о тех самых «внешних расширениях человечества» по Маклюэну, но именно здесь становится очень важным поставить в эпоху Интернет 3.0 этот процесс так, чтобы он работал на нас, а не самим стать поглощёнными этим процессом, хотя на текущий момент, технологии Интернета 1.0 и старые Медиакоммуникации в принципе уже привели к порабощению людей хаотичной структурой фейкового единства и могут быть небезопасны в случаях пандемий, терактов и стихийных бедствий, усиливая фейковые факторы, и людям уже сегодня необходимо всегда трезво учитывать это. Так, когда они ввергаются очередной раз в электронную реальность, то не стоит верить в то, что в ней все люди взаимосвязаны или формируют общности вокруг своих не только показных, но даже истинных ценностей и реальных образов.
Оксана Иссерс (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского) пишет, что фейк «расширяет функции мистифицирующих практик, а потому проблемы с отделением правды от лжи и становятся очень острыми». Исследователь высказал мысль и о том, что коммуникативные маркеры фейков часто играют роль эвфемизма, так как касаются частного (сокровенного) и не новы в культуре, но сегодня они приняли опасные постмодернистские формы, когда отсутствуют любые моральные ценности. Ведь в «новых медиа» «граница между наблюдателем и миром прозрачна, поэтому утрачивается место тайны, приватное пространство, на смену которому приходит публичное пространство незначимости, а его компенсирует фейковое сознание».
Даже любой клинический психолог захочет тут же предостеречь вас от фейка социальных сетей как от «адского днища» (цитата из выдающегося фильма Николя Бедоса «Он и Она», 2016, Франция): Медиакоммуникации, создавая вам через фрейминг социальных сетей поле бесконечных самоидентификаций, когда вы захвачены своими и чужими образами (Я-идеалами, то есть образами себя в качестве воображаемого идеального двойника, и фейк-образами виртуальных друзей), вы можете и сами с собой сыграть дурную шутку, которая будет состоять из расщепления личности на субличности, которые начнут общаться с виртуальными друзьями как с воображаемыми, что соответствует классическому течению тяжелых психозов (пока, в данном случае, в легкой форме).
Социолог Энтони Гидденс утверждал, что «формы жизни, созданные современностью, оторвали нас от всех традиционных типов социального порядка и сделали это способом, не имеющим исторических прецедентов… В качественном отношении им удалось изменить наиболее интимные и глубоко личные характеристики нашего повседневного существования».
Другими словами, устаревшие Медиакоммуникации через фрейминг социальных сетей дают возможность человеку не быть, а казаться своим идеальным Я, и при этом не найти значимых других, а значит, не изменить ни себя, ни свою социальную идентификацию вовсе.
И когда мы видим на улице бредущих с радостным выражением лица одиноких прекрасно одетых по всем правилам сетевого стритстайлинга людей (иногда уткнувшихся в смартфоны), то начинаем постепенно понимать, что каждый из них полностью приближен к выдуманному им самим фейк-идеалу, являясь, в итоге, не собой, а частью несуществующего мира, и от понимания этого мы становимся еще более разделенными друг с другом, отчужденными и одинокими, и потому нас можно и дальше ловить в бесконечность «чёрных зеркал» («Чёрное Зеркало» (Чарли Брукер, 2011-2019), эпидемий, терактов, фейков и страхов.
Вот именно здесь, на руинах умирающего старого мира Третьей промышленной революции, и проявляет себя потенциал Коллаборационого Веба и МегаЭкзокортекса как единой среды, где люди будут объединены в своих реальных образах, а не разделены фейковым маскарадом.
Без квинтэссенции Метаданных, однако, это недостижимо. Думаю, Big Data в скором времени «вмешается» и в эту массу языковых конструкций в определении визуального (iconic turn, pictorial turn, imagic turn, visual turn), и неизбежно даст возможность увидеть их в реальном социальном контексте, что уже сейчас ставит задачи перед Медисредой по обработке этих медийных образов исключительно как Метаданных, а так как Медиакоммуникации с этим на текущий момент уже не справились, вопрос о новых Медиакоммуникациях хотя бы с этой позиции давно утвержден реальной жизнью, особенно во время стихийных, климатических, валютных и эпидемиологических катастроф, с которыми они не помогли миру справиться.
И если мы хотим свободы, то, обработав Большие Данные в соответствии с критерием универсальности и объективности, присущим Big Data, мы неизбежно сделаем медиаконцепции visual stadies доступными для широкого междисциплинарного подхода (принцип «единого категориального аппарата наук и искусств»), и соединив визуальное и социальное в синергетическом контексте, мы сможем получить универсальный инструмент, как создавать даже в самой основополагающей физической реальности своё идеальное Я в соответствии с другими людьми (тоже в реальности), а не в соответствии с их такими же ошибочными образами самих себя (фейк-образами), как пока еще происходит в наши дни.
И именно здесь, довольно иронично, в духе мема, вспоминаются слова Сергея Тетерина о Кибершаманизме, когда из болезненного процесса выживания в киберсреде человек выходит, всё-таки, более информированным, опытным и образованным (если захочет сделать следующий шаг за простой check-in), и избавленным от «деградационных потребностей» и Постправды, осознав их искусственное происхождение, в так называемую Третью Реальность МегаЭкзокортекса.
Но пока аналитики ломают головы над этими вызовами Цифрового мира одномерному сознанию, а программисты пишут программы Big Data для применения к кино, книгам, визуальным коммуникациям и культуре вообще, из этого тупика уже есть выход: или истина, или ложь как свободный выбор самого человека.
В конечном счёте, подчиняться им или нет – это выбор каждого человека, как подчиняться или нет манипуляциям родителей, корпорациям или социальным сетям. Человек волен выбирать свой жизненный путь и не подчиняться «стокгольмскому синдрому». Поэтому чтобы изменить мир по образу и подобию власть имущих, Медиакоммуникации должны были переступить черту уже по-настоящему.