Найти тему
Андрей Макаров

Самарский стрелок. Как граф Толстой защищал институт брака

Начало прогулки по улице Фрунзе здесь.

В прошлый раз я рассказал об обстоятельствах ухода Александры Толстой (будущей матери писателя А.Н. Толстого) от ее мужа, самарского уездного предводителя дворянства графа Николая Александровича Толстого.

Фото отсюда: https://vk.com/samlitmus?z=photo-17507435_457244150%2Falbum-17507435_00%2Frev
Фото отсюда: https://vk.com/samlitmus?z=photo-17507435_457244150%2Falbum-17507435_00%2Frev
Граф Н.А. Толстой. Фото отсюда: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturi-zhiznenniy-i-tvorcheskiy-put-an-tolstogo-1249655.html
Граф Н.А. Толстой. Фото отсюда: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturi-zhiznenniy-i-tvorcheskiy-put-an-tolstogo-1249655.html

Александра уехала в Николаевский уезд Самарской губернии, в бедное имение своего возлюбленного, мелкопоместного дворянина Алексея Аполлоновича Бострома.

А.А. Бостром. Фото отсюда: https://m.russiainphoto.ru/photos/54669/
А.А. Бостром. Фото отсюда: https://m.russiainphoto.ru/photos/54669/

Она была на втором месяце беременности от мужа, но не сказала ему об этом, боясь, что ее лишат и этого ребенка. А граф тем временем разворачивал бурную деятельность, чтобы вернуть жену. Он передал Бострому вызов на дуэль, который не был принят. Он писал жене письма, то умоляя вернуться, то угрожая убить Бострома. Александра была непоколебима, а в ответ на угрозы дала понять, что не боится уже ничего, даже смерти любимого человека, и если это случится, готова покончить с собой.

Толстой пытался сыграть на ее жалости к детям, настроил ее собственных родителей против нее, так что они несколько лет не пускали дочь в свой дом. Исчерпав все разумные доводы, граф объявил, что намерен покончить жизнь самоубийством, и составил завещание, по которому полностью лишал жену наследства, если после его смерти она выйдет замуж за А.А. Бострома. Но его угрозы опять оказались бесполезны, и он перешел к более жестким действиям.

В августе 1882 года, в поезде, шедшем из Самары в сторону Сызрани, граф то ли случайно встретил, то ли выследил любовников, севших в вагон второго класса на станции Безенчук. Толстой нашел их, требовал, чтобы жена пошла с ним в его вагон, пытался прогнать Бострома. Завязалась борьба, прозвучал выстрел. В результате Бостром был ранен в ногу. Дело замять не удалось, и через несколько месяцев всё же состоялось заседание суда.

Тогда в январе 1883 года многие уже прочитали нашумевший роман «Анна Каренина», написанный дальним родственником подсудимого. А теперь скучающие жители провинции могли увидеть героев похожего сюжета наяву. Публика съезжалась на судебное заседание, как в театр. Правда, здание Окружного суда тогда еще выглядело скромно, реконструкция по проекту Филарета Засухина преобразит его только через 20 лет.

Самарский окружной суд до реконструкции 1903 года. Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/kuybyshev_street/
Самарский окружной суд до реконструкции 1903 года. Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/kuybyshev_street/

Графа Николая Александровича Толстого обвиняли в покушении на убийство земского служащего Алексея Аполлоновича Бострома. Но суд был явно на стороне подсудимого. Во-первых, Толстой - титулованная особа и уездный предводитель дворянства; во-вторых, своими действиями он защищал собственную семью и самый институт брака. Граф сумел убедить суд в том, что выстрелил случайно при попытке пострадавшего отнять у него револьвер; никаких преступных намерений у него не было, он просто пытался вернуть законную жену. Неудивительно, что приговор суда был оправдательным.

А в сентябре 1883 года епархиальное начальство вынесло определение о разводе супругов Толстых, по которому Николай Александрович получал право повторного супружества, а Александра Леонтьевна права на повторный брак не получала и, следовательно, никогда не могла стать законной женой Бострома.

Таким образом, родившийся в декабре 1882 года мальчик Алёша считался бы незаконнорожденным и ущемленным в правах, если бы его мать не пошла на компромисс. В метрической книге Предтеченской церкви города Николаевска, где крестили младенца, было указано, что его отцом является граф Николай Александрович Толстой. Это помогло Алёше впоследствии получить графский титул и 30 тысяч рублей наследства.

Но до 13 лет мальчик ничего не знал о тайне своего рождения. Он любил Алексея Аполлоновича и не сомневался в том, что это его родной отец. Мать и отчим старались как можно дольше оберегать детскую психику от неприятных вопросов, этому вполне способствовала жизнь вдалеке от Самары в имении Бострома. С этой же целью начальное образование мальчику давал домашний учитель.

Что ж, его детство в Сосновке и правда было счастливым. Через много лет, уже в эмиграции Алексей Николаевич напишет о том периоде одну из лучших своих книг – «Детство Никиты». А я для разнообразия разбавлю текст несколькими кадрами из одноименного фильма, снятого по повести в 1992 году.

Конечно идиллия не могла длиться вечно. Мальчику нужно было окончить учебное заведение, дающее право продолжить образование в университете. В 1897-м и 1898 году он жил вместе с матерью в Сызрани и учился в тамошнем реальном училище. В 1898 году они переехали в Самару. Алексей был переведен в 5-й класс Самарского реального училища.

Самарское реальное училище до реконструкции 1909 года. Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/realschule_fate/
Самарское реальное училище до реконструкции 1909 года. Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/realschule_fate/

Сначала остановились в меблированных комнатах в доме Г.П. Белавина (ул. Некрасовская, 34).

Фото: автор
Фото: автор

Потом сменили еще два адреса, пока Алексей Аполлонович управился с продажей Сосновки и к концу 1899 года приобрел наконец собственную усадьбу на улице Саратовской (ул. Фрунзе, 155).

Фото: автор
Фото: автор

Спасибо, что дочитали!

Читать продолжение

Предыдущую часть читайте здесь.

Мне интересно узнать Ваше мнение о тексте. Если понравился, поставьте, пожалуйста, лайк.

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ о творчестве архитектора Платона Шаманского, который провел реконструкцию Самарского реального училища в 1909 году.

Ваш Андрей Макаров

При подготовке текста использованы материалы сайта «ДРУГОЙ ГОРОД».