Приветствую вас, дорогие читатели! Мы продолжаем рассматривать два самых знаменитых романа последнего десятилетия по версии New York Times, посвященных поискам физического проявления божественной сущности на земле, а также поискам одного из самых легендарных артефактов человечества – Святого Грааля.
Начало статьи, посвященное роману Питера Джеймса «Абсолютное доказательство», читайте здесь.
Сегодня же поговорим о, ставшем уже современной классикой жанра «интеллектуального триллера», романе Дэна Брауна «Код да Винчи».
Дэниэл Герхард Браун (р.1964) или же Дэн Браун – писатель, в прямом смысле, сделавший себя сам. Родившись в семье профессора математики и церковной органистки, Браун прошел долгий путь от музыканта и школьного преподавателя – до автора, чьи суммарные тиражи книг уже давно превысили несколько десятков миллионов копий по всему миру. Сегодня Дэн Браун – один из самых влиятельных людей в сфере журналистики и литературоведения, к его мнению прислушиваются не только сами писатели, но и литературные критики со всей Англии. Кроме того, у писателя есть свой собственный онлайн-класс, где он преподает начинающим авторам секреты писательского мастерства и создания коммерчески-успешных произведений в жанре интеллектуального триллера – ведь в создании оного сам Браун является неоспоримым мастером.
До того, как в 2003 году «Код да Винчи», в буквальном смысле, «порвал» все возможные литературные рейтинги в Англии и США, а имя профессора Роберта Лэнгдона стало новым синонимом Шерлока Холмса, у писателя вышло целых три романа со сходной тематикой: «Цифровая крепость» (1998), «Ангелы и демоны» (2000) и «Точка обмана» (2001). Каждое из названных произведений пользовалось определенным успехом, а приключения Лэнгдона начались как раз-таки с «Ангелов и демонов» (признаюсь, мой любимый роман у Брауна, как и «Точка обмана»). Однако мировой славой писатель все же обязан именно «Коду да Винчи», чей успех лишь укрепился после одноименной экранизации 2006-го года, с оскароносным Томом Хэнксом, Одри Тоту и Жаном Рено в главных ролях.
Чем же можно объяснить успех подобного литературного приключения?
Во-первых, тонкой игрой автора с читателем, построенной на уникальном умении Дэна Брауна манипулировать реальными историческими фактами и вымыслом. Самого писателя не раз упрекали в том, что он-де подменяет полностью реальные факты гипотезами «пятьдесят на пятьдесят»: когда основные действующие лица и события берутся настоящие, а вот их обыденный, бытовой исход полностью заменяется чем-то эффектным, но лишь в той мере, какая нужна для того, чтобы читатель принял подобный псевдо-факт за абсолютно правдоподобный. Так было в случае с Приоратом Сиона, тайным обществом из романа, которое подается как исключительно реалистическое, однако на деле оказывается созданной в 1956 году исторической мистификацией. То же самое можно сказать и о судьбе Николая Коперника, которая в книге и реальности различается довольно-таки сильно. В любом случае, именно умение Д. Брауна «заставить поверить» неискушенного читателя в правдивость приведенных им фактов и теорий, во многом способствует тому, что внимание читателя будет удерживаться «до последней страницы».
Во-вторых, как истинный литературовед, Дэн Браун очень хорошо чувствует движение метажанра – сверхчувствительной культурной надстройки, контролирующей поведение, своего рода, литературных архетипов, и их периодическое повторение и эволюцию в современных популярных жанрах. Анализируя «Код да Винчи», современное литературоведение не раз приходило к выводу о повторении в нем модели классического рыцарского романа, в основе которого лежит поиск своего духовного предназначения, облеченного в образ прекрасного, но недостижимого обычными смертными Святого Грааля. Самыми яркими представителями классического образца романов о поиске Святого Грааля, в которых тема христианского происхождения святыни тесно перекликается с темой поиска своего духовного «Я», можно смело считать произведения француза Кретьена де Труа (ок.1130 – 1180гг.) «Персеваль, или Повесть о Граале» (ок. 1180 г.) и его немецкую, усовершенствованную версию - «Парцифаль» (1200-1210) Вольфрама фон Эшенбаха (ок. 1170 – 1220гг).
Конечно же, одними техническими уловками оправдать успех «Кода да Винчи» невозможно. Большую роль играет также и фигура главного героя – профессора культурологии и семиотики Роберта Лэнгдона, человека-энциклопедии со своим набором скелетов в шкафу, внешне всегда остающегося холодным и беспристрастным, но в глубине души ежесекундно переживающим самые разные откровения, которые он получает от одного лишь осознания того факта, что мир еще вертится и полон неразгаданных тайн, которые можно постичь. Именно в его руках оказывается сокровенное Знание о человеческой природе Господа, выражаемое в данном романе вполне конкретным человеческим же существом – прямым потомком Бога.
Не будем нарушать интригу сюжета, к тому же большинство читателей уже наверняка, так или иначе, с ней знакомы – будь то сама книга или же фильм. Скажем лишь, что роман Дэна Брауна, безусловно, выстроен не менее, а порой и более профессионально и витиевато с сюжетной точки зрения, чем аналогичный роман Питера Джеймса (у Брауна действительно до самой последней страницы невозможно предсказать, кто же истинный злодей и ради чего это все затевалось). Однако и та, и другая книга несут в себе идеалы честности, духовной чистоты и Веры, которая иногда способна заменить нам все «абсолютные доказательства» существования настоящего и бескомпромиссного Чуда.
Спасибо что дочитали до конца 😊 Увидимся в новом выпуске, подписывайтесь, чтобы не пропустить свежий материал – и до новых встреч!