Несмотря на то, что пиратские корабли и сами пираты имели статус мифических объектов, среднестатистический пиратский корабль, по сути, представлял организацию, сопоставимую с любым другим бизнесом. Каждому члену экипажа вменялась определенная роль под выполнение ряда обязанностей. Жизнь на пиратском корабле, естественно протекала значительно менее строгим регламентом по сравнению с кораблями Королевского флота или торговыми судами тех времён. Однако каждый пират в любом случае выполнял свою работу.
Иерархия командование и роли
Как и на любом другом корабле, на пиратском судне существовала структура командования и иерархия ролей. Чем лучше был организован пиратский корабль, тем успешнее проходили пиратские дела. Корабли, где отсутствовала дисциплина или признанный лидер, как правило, существовали недолго. Кто рассматривался приоритетом у пиратов, и какие обязанности имел на судне?
Конечно же, капитан. Но если на кораблях Королевского флота или торговой службы капитаном, как правило, был человек с большим опытом мореходства и высоким авторитетом, у пиратов подход был другой. Командой пиратского корабля избирался капитан, чья сила определялась абсолютной по результатам битвы или погони. В других случаях устремления капитана пиратского судна легко отменялись простым большинством голосов команды.
Пираты предпочитали видеть капитана уравновешенным. Чрезмерная агрессия, как и выраженная доброта, не приветствовались. Хорошим считался капитан пиратов, способный определить хитрый ход потенциальной добычи, а также легкий путь захвата этой добычи. Один из таких примеров – «Чёрная Борода», обладал достаточно выразительной харизмой, легко привлекал молодых пиратов к делу.
Помимо капитана, свою цену имел хороший штурман во времена Золотого Века Пиратства. Толковые штурманы-пираты использовали звёзды неба для определения пути следования и местонахождения судна. Пиратские суда, управляемые продвинутыми пиратами-штурманами, шли по морям с востока на запад с лёгкостью.
За должностями капитана и штурмана следовала не менее значимая должность квартирмейстера (интенданта). Пират в этой должности отслеживал исполнение приказов капитана, а также выполнение повседневных операций на пиратском судне. После свершения очередного грабежа, квартирмейстер отвечал за справедливый делёж добычи между членами пиратской команды.
Квартирмейстер также следил за дисциплиной в процессе боевых действий (нападений) в плане возможного невыполнения обязанностей отдельными пиратами. Выявленные нарушения рассматривались пиратским трибуналом. Квартирмейстерами достаточно часто выносились наказания провинившимся пиратам в виде порки. Что интересно, для этой должности полагалась двойная доля от добычи (равная капитанской).
Кому половину всей добычи?
За поддержание корабля в надлежащем виде для походов и сражений, забота о древесине, канве и верёвках – элементах, жизненно важных для быстрого и безопасного плавания, всё это дело боцмана. Пират боцман часто руководил береговыми группами при пополнении запасов, организовывал поиски материалов для ремонта при необходимости. Боцман наблюдал за действиями:
- сбрасывания и подъёма якоря,
- установки парусов,
- чистки палубы судна.
Опытный боцман в пиратской среде всегда был ценным кадром, который, как правило, получал половину добычи.
Лишь немногим меньше боцманской должности ценилась в пиратской среде должность бондаря. Правда бондарь пират не получал такую же долю от добычи. Деревянные бочки в те времена считались лучшим способом хранения:
- еды,
- воды,
- других предметов первой необходимости.
Соответственно, каждому пиратскому судну требовался бондарь - пират, способный изготавливать и обслуживать деревянные бочки. Существующие бочки для хранения регулярно проверялись. Пустые бочки разобрались, чтобы не занимать место в ограниченных грузовых зонах. Бондарь собирал бочки по мере необходимости, когда пиратские судно загружалось едой, водой, другими запасами.
Наряду с бондарем свою ценность имел пират плотник, который обычно подчинялся боцману и отвечал за обеспечение конструктивной целостности судна. Обязанности плотника:
- починка пробоин после боя,
- ремонт после шторма,
- обеспечение исправности и функциональности мачт и ружей.
Также пирату-плотнику предписывалось указывать, когда судно необходимо пришвартовать к берегу с целью технического обслуживания или ремонта. Поскольку пиратам не были доступны доки в портах, судовые плотники обходились тем, что имели под руками.
Часто приходилось ремонтировать суда на необитаемых островах или прибрежных зонах, используя другие – менее нужные части корабля. Судовые плотники нередко выступали своего рода хирургами, отсекая повреждённые конечности пиратам, раненным в бою.
От медицины до музыкальных развлечений
Большинство пиратских команд предпочитали иметь доктора на борту судна. Обученных врачей в те времена отыскать было сложно. Поэтому на многих пиратских судах обходились без докторской обслуги как таковой. Должность доктора в таких случаях исполнял пират ветеран.
Пираты сражались не только с жертвами нападений, но также друг с другом. Серьёзные травмы считались обычным явлением. Кроме того, эти ребята страдали от массы других заболеваний, включая венерические заболевания:
- сифилис,
- тропические болезни,
- цинга,
- болезни, вызванные дефицитом витамина С.
Лекарства тогда были на вес золота. Поэтому когда пиратами совершались нападения, наиболее ценной добычей считалось не золото или другие ценности, но медицинские средства и лекарства.
Наконец, ещё одной ценностью на борту пиратских кораблей являлись музыканты. Пиратство, по сути, сопровождалось утомительной жизнью. Пиратские суда неделями и месяцами находились в море в ожидании подходящих объектов для грабежа. Музыканты на судне помогли скоротать время, а пираты, владеющие музыкальным инструментом, получали определенные привилегии.
Например, когда все члены команды работали, музыканты играли и получали за это увеличенную долю от грабежей. Музыкантов пираты нередко насильно забирали с атакованных кораблей. Бывали даже случаи, когда пираты отказывались брать молодых женщин в пользу корабельных музыкантов.