Бюджет для крупных Аккумулированные средства казначейство размещает на депозиты в несколько уполномоченных банков, кредитует игроков финансового рынка под залог ценных бумаг (сделки репо), а также выдает бюджетные кредиты, но в основном бюджетные средства все же находятся в банковской системе. Размещение идет Через Московскую биржу и её центрального контрагента. "В настояшее время к депозитным операциям допущена 21 кредитная организация, а к операциям репо - 43 кредитные организации. Ежегодно их количество увеличивается. Анализ итогов размещения средств федерального бюджета в 2019 году показывает, что фактически все кредитные организации с разной степенью активности участвовали в депозитных операциях и в операциях репо".
Однако главный аналитик ПСБ Дмитрий Монастыршин говорит, что на три крупных банка приходится 80% всех депозитов Минфина - эта пропорция в значительной мере обусловлена размером капитала банков, который определяет максимально возможный объем привлечения средств. Три банка (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк) в 2019 году в сумме получили 72% размещенных в банках средств Минфина, уточняет Максим Петроневич, старший экономист банка "Открытие" . Во многом это связано с порядком расчета лимита размещения средств: лимит равен произведению размера капитала банка на коэффициент, учитывающий рейтинг банка от рейтинговых агентств. В результате крупные банки, имеющие более высокий рейтинг, получают возможность привлекать больше средств.
Таким образом, использование Мосбиржи и механизма центрального контрагента сделало досгуп к деньгам ФК для небольших банков возможным, но бюджетные деньги все еще размещаются в основном в тройке крупнейших госбанков.
Аналитики ежедневно фиксируют колебания ставок на денежном рынке, которые вызывает своими оборотами Федеральное казначейство. Ставки МБК могут за день снизиться на пять базисных пунктов, валютного свопа -на 10-15 6. п. Это не много, но влияние все же есть.
Однако мнения о том, насколько сильно влияние ФК с его триллионными запасами на денежный рынок и профицит ликвидности в банковской системе (2,8 трлн рублей на конец 2019 года, к концу 2020-го этот показатель может достичь 3,4-3,9 трлн рублей), расходятся.
Николай Карпушкин, начальник управления денежных операций Альфабанка, считает, что о влиянии ФК на уровень ставок на денежном рынке говорить не приходится. "Ставку денежного рынка сейчас более точно и гибко регулирует ЦБ, уменьшая либо увеличивая лимиты недельных депозитных аукционов с учетом потребностей денежного рынка в ликвидности под налоги, внешние выплаты и так далее.
Федеральное казначейство может положительно повлиять на рынок в случае дефицита ликвидности (как рублевой, так и валютной), дополнительно увеличив финансирование банковской системы, тем самым не давая ставкам денежного рынка отреагировать сильным ростом. Похожая ситуация складывалась в 2014 году, когда спрос со стороны банков на ликвидность Федерального казначейства был очень высок".
" Несмотря на существенные объемы предоставления ликвидности через операции казначейства, их влияние стало менее выраженным, чем раньше, говорит Максим Петроневич. - Ранее казначейство предоставляло ликвидность по фиксированной ставке, зачастую дешевле ресурсов Банка России, способствуя снижению ставки RUONIA относительно ключевой. В последнее время операции казначейства заключаются по плавающей ставке с дисконтом к самой RUONIA, что уменьшает влияние операций на уровень ставки".
Что касается профицита в банковской системе, то Дмитрий Монастыршин подтверждает, что размещение ФК средств на депозитах в банках обеспечивает приток ликвидности в банковскую систему, но это не единственный и не самый важный фактор." Более сильное влияние оказывают динамика кредитования реального сектора и приток средств клиентов, - говорит аналитик. - Еще один важный фактор - уровень ключевой ставки. При высокой ключевой ставке структурный профицит растет: банки размещают в ЦБ больше средств, чем привлекают"." На денежном рынке Минфин выступает крупным игроком, обеспечивая около 25 процентов денежного предложения, - говорит Дмитрий Монастырщин. - В то же время средства Минфина в совокупных пассивах банков занимают относительно небольшую долю - около трех процентов".
А вот Максим Петроневич уверен, что операции Минфина напрямую влияют на профицит ликвидности банковской системы, так же как и профицит федерального бюджета, наблюдавшийся в последние годы. "Например, при уплате налогов компаниями рубли уходят из банковского сектора, расходы бюджета возвращают их обратно, - говорит экономист. При профиците бюджета баланс нарушается - бюджет изымает больше рублей из системы, чем возвращает. В этом случае Минфин может использовать другие инструменты для нейтрализации влияния профицита бюджета - это, например, покупка валюты, а также размещение временно свободных денежных средств на счетах в коммерческих банках. Рост остатков на счетах в банках в 2019 году - это результат высокого профицита бюджета в начале года и стремления Минфина сгладить его влияние на ликвидность банковского сектора".