Найти тему
goon

Русь безначальная (стр. 102)

…Тем и кончилось. В Тверь поскакал гонец с выговором боярам и чтоб узнать, как дело было. А что до дела, так ни на другой день (хан отговорился немощью после пира), ни на третий (хан уехал на птичью охоту), ни на четвертый (хан мучился хворобою) решения не было, хоть Михаил ежедневно отправлял к хану и нойонам, а також женам частями подарки. Юсуф тоже ничего сказать не мог- его к хану не звали, однако уведомил, что видал он, как к Тохте водили московского князя. А однажды, проснувшись, руссы увидали, что татары сворачивают табор. На местах, где стояли юрты, виднелись только круги светлой травы. Рабы и служки увязывали войлоки, мимо прогнали большой табун лошадей.

- Дождались!- плюнул с досады Михаил.- Коня!

К ханской юрте проехать не дали- дорогу перегородили ханские телохранители-кешектены. Покуда препирались, пока пришел пристав- только тут и узнали, что хан снимается, чтобы идти дальше в Сарай.

Михаила одного кешектены проводили к месту, где была ханская юрта. На ее месте стоял большущий воз, покрытый разноцветным пологом, о шести колесах, с впряженными восьмью волами. Из-за полости выглянул Тохта, желтое лицо его расплылось в слабой улыбке.

- Хвор я, урусут,- протянул он.- Ум не остер, как ране. Иду в Сарай, осень уж, скоро и зима.

- Не темни, хан, что с ярлыком решил?- нахмурился князь.

- Не до дел мне, князь. Придем в Сарай, там и решим. Отдыхай, князь, охотиться станем, кречетов своих тебе покажу. Знатные кречеты!

- Да недосуг мне, хан, дома дел пруд пруди!

- А я не прошу,- потвердел Тохта.- Ступай за мною.

Что тут попишешь- пошли. Двигались медленно, часто становились. Когда за болезнью, когда охоты ради, когда и просто- попировать хану восхотелось. Еще в пути пришел гонец из Твери с вестью, что у князя родился четвертый сын[1], рассказал, как было с Юрием и Новгородом.

Бояре тверские, уверенные в том, что ярлык достанется их князю, отправили наместников в Великий Новгород, как от великого уже князя. Да еще и весть пришла, что Юрий в Орду потек, обманув митрополита Максима, уговаривавшего его не рядиться с Михаилом за ярлык. Юрий сказался, что не за ярлыком, а по своему делу. Да ясно было, зачем. Отправили посылок за Юрием, перенять в пути, да не успели.

Новогородцы же, узнав о том, не пустили бояр тверских к себе, отправили к Торжку войско, как повелось. Тверичи пришли туда же с полками, но до битвы не дошло- уговорились ждать, когда их Орды вернутся князья, с тем и разошлись поздорову.

В то же время боярин Акинф, по наущенью бояр покойного великого князя Андрея, повел гридей под Переяславль, но переяславцы во граде заперлись с князем Иваном. Три дня стоял Акинф под городом, а на четвертый день пришли москвитяне с Родионом- боярином. Сошлися, а Иван ворота отворил и с тылу ударил. В сече москвитяне с переяславцами задали Акинфу трепку, едва успели ноги унести, а сам Акинф там и лег костьми от меча самого Родиона. Сказывали, голову его Родион на ослоп вздел да Ивану поднес.

Долго Михаил ругался на чем свет стоит, выслушав гонца. Услужили!

[1] Василий Михайлович (1304-1368)-будущий родоначальник князей Кашинских. Князь Кашинский (1319 - 1348), великий князь Тверской (1349 - 66, 1367 - 68). Враждовал за Тверь с племянниками, сыновьями старшего брата Александра- Всеволодом Александровичем Холмским и позже уступил стол Михаилу Александровичу Микулинскому.