Далеко не все виды военной техники, поставлявшиеся по ленд-лизу сыграли значимую роль на полях сражений Великой Отечественной Войны. Тем не менее один американский самолет выбивается из этой статистики.
Да, Bell P-39 Aerocobra поставлялся в разобранном виде и нашим механикам приходилось собирать его по чертежам на чужом языке, когда они вообще были. И, тем не менее, самолет, к концу войны, завоевал доверие практически всех советских асов. На нем летали Покрышкин, Речкалов, Гулаев, Фадеев и Кутахов. Из 27 летчиков-дважды героев Советского Союза, 11 летали на Аэрокобре. Покрышкин одержал 48 из 59 своих воздушных побед именно на этом самолете.
А, между тем, отношение к Аэрокобре было изначально предвзятым. Это и не удивительно, американские пилоты самолет искренне ненавидели - у него было чрезмерно чувствительное управление, он норовил сорваться в плоский штопор, а необычное вооружение требовало очень точной стрельбы. Неприязнь летчиков-союзников к самолету сыграла не последнюю роль в том, что избыток этих самолетов поставлялся в СССР.
Так чем же так приглянулась асам Аэрокобра или, как называли ее наши летчики, Белла?
Большая часть особенностей этого самолета обусловлена необычным решением в конструкции: дело в том, что двигатель Беллы располагался за кабиной пилота, а не перед, как у большинства других самолетов. Именно эта находка обеспечивала невероятную управляемость Кобры.
Благодаря этому же решению кабина пилота оказалась выдвинута далеко вперед, а крылья назад, так из кабины открывался потрясающий обзор, что давало значительное преимущество над врагом.
Удаленность пилота от двигателя делала процесс полетов на этом самолете гораздо более легким делом, ведь в кабине было не так жарко. Пилоты привыкли к тому, что воевать приходилось в 50-60 градусной жаре и были приятно удивлены умеренной температуре.
Из-за необычной компоновки у кобры была передняя, а не задняя стойка шасси, что делало ее значительно более безопасной при взлете и посадке, которые, обычно, были крайне опасны. Самолет был устойчив на полосе и не был склонен к капотированию, перевороту через нос.
Но самым главным фактором являлось вооружение: одна 37мм пушка в носу с 30 снарядами, два крупнокалиберных пулемета Браунинг М2 и 4 пулемета стандартного калибра. Все это удалось разместить в самолете лишь благодаря вынесенному назад двигателю. Впрочем, наши механики сразу демонтировали крыльевые пулеметы, как малоэффективные.
Именно 37мм пушка, больше чем все, что стояло на вооружении СССР на тот момент, оказалась любимицей наших асов. Это и понятно, одного хорошего попадания снаряда из такой пушки хватало для того, чтобы уничтожить любой самолет противника. А ограниченный боезапас волновал наших бойцов не так сильно - на большинстве отечественных самолетов патронов тоже было не слишком много, так что экономить учиться не приходилось.
Что касается легкого срыва в штопор, то такая же проблема была привычна летчикам по устаревшему к началу войны "Ишаку" И-16, который обладал теми же проблемами. Даже говорили: "Кто смог летать на Ишаке, сможет и на табуретке". То есть тоже ничего нового. Зато Белла прекрасно показывала себя в пикировании, что помогало производить точные и эффективные атаки.
Тем не менее, для лучшей центровки наши механики внесли в кобры ряд модификаций. Кобра становилась особенно неустойчива в воздухе при расходе боеприпасов пушки - этот вопрос решили установкой двух свинцовых кирпичей в носу, весом по 15кг. Кроме этого, механики демонтировали гидравлическую систему заряжания пушки, что позволило заправлять в баки только рекомендуемый минимум масла, что так же помогало уравновесить самолет.
Так получилось, что к моменту, когда СССР смог поставлять новые машины, превосходящие Аэрокобру по ТТХ в части, большинство летчиков уже не хотело пересаживаться с привычных и эффективных самолетов. Бэллы, к тому же, казались заговоренными, ведь из-за необычного конструктива, самолет защищал пилота двигателем и бронеспинкой от ранений. На своих любимых Беллах асы не боялись вступить и в неравный бой.
Надеюсь, что вам было интересно! Подписывайтесь на канал, чтобы узнать еще больше об истории войны.
Бонус: Схема Беллы в разрезе на английском языке.