Найти в Дзене
Sunny Blues

СОННИ РОЛЛИНЗ: жизнь в джазе (часть вторая)

Оглавление

Наличие хорошего барабанщика - гибкого, изобретательного, ритмичного, барабанщика, который мог сочетать внутреннюю силу с тонкостью и изяществом - очень важный фактор, помогавший эволюции Сонни Роллинза как саксофониста.

Я играл со многими барабанщиками, которые были посредственными или просто так себе, но мне нужен был хороший барабанщик для моего собственного развития и для развития моих идей

- рассказывает он. «Мне посчастливилось сыграть с некоторыми из лучших барабанщиков на современной джазовой сцене. Я бросал им вызов, а они бросали вызов мне».

Сонни
Сонни

«Я очень внимательно относился к тому, чтобы всё происходило правильно»

Последним альбомом Сонни Роллинза для Blue Note была его самая первая концертная запись, A Night At The Village Vanguard, которая предлагает нам послушать тенор- саксофониста в небольшом джаз-клубе, расположенном в нью-йоркском Гринвич-Виллидж, в котором он сыграл в воскресенье, 3 ноября 1957 года.

«Это очень кулуарное место», - вспоминает саксофонист про клуб, который до сих пор существует и позже использовался для записи живых альбомов Биллом Эвансом и Джоном Колтрейном.

«Я помню, что в Vanguard была не очень шумная аудитория, но они были отличными слушателями, потому что эти люди много знали о музыке. Они действительно были поклонниками джаза».

Концерт в Village Vanguard был важен для Сонни Роллинза ещё и потому, что впервые в своей карьере он возглавил свою собственную группу; но потребовалось много настроек и работы персонала, чтобы звучание соответствовало его вкусу.

«Раньше я был довольно-таки безжалостным», - сказал он. «Я никого не жалел. Я имел обыкновение регулярно нанимать и увольнять людей - это была моя особенность. И я постоянно прослушивал новых ребят. О, это было очень хорошо........ хорошо, следующий!»

Ветеран-саксофонист смеется над своими воспоминаниями о его более молодом и более агрессивном «я», хотя теперь он чувствует приступы раскаяния. «Я не горжусь этим периодом. Я думаю, что мог бы справиться тогда с собой лучше, но в то время я был очень внимателен к тому, чтобы все шло правильно».

Сонни Роллинз обосновался в Village Vanguard ещё за пару недель до появления там звукорежиссера Руди Ван Гелдера со звукозаписывающим оборудованием. Первым воплощением группы Роллинза в Vanguard стал квинтет с трубой и фортепиано, но этот состав просуществовал всего неделю. После этого Роллинз решил обойтись без трубача и полностью заменил ритм-секцию в надежде, что этот обновлённый квартет будет соответствовать его музыкальным потребностям. Но опять всё пошло не так. В конечном счете, он выгнал пианиста и довёл группу до скелетного трио из саксофона, баса и ударных.

«Я чувствовал себя свободнее, когда играл без инструмента, строго держащего гармонию»

Вот тут он, похоже, нашел идеальный формат для своего самовыражения, который он уже продемонстрировал на своем революционном альбоме Way Out West ранее - в 1957 году. «В свое время я играл со многими великими пианистами, но я чувствовал себя более свободным и способным слышать то, что мне нужно было слышать, когда я играл без аккордового инструмента, постоянно держащего гармонию», - объясняет Роллинз.

«Именно для моего максимального творческого развития я хотел, чтобы позади меня играла только ритм-секция. Я хотел сам создавать гармонические последовательности, которые могут понадобиться мне для того, чтобы быть собой и показать, что я могу сделать как отдельный музыкант. Я чувствовал, что трио дает мне наилучшую возможность показать Сонни Роллинза и выразить то, что я могу сделать».

Хотя альбом назывался «A Night At The Village Vanguard», один из треков, пульсирующая вариация на «A Night In Tunisia» Диззи Гиллеспи, записана в этом же клубе на утренней сессии, во время которой Роллинс играл с басистом Дональдом Бэйли и барабанщиком Питом Ля Рока. Эта парочка не была приглашена для вечернего шоу, которое и составило основную часть окончательной версии альбома. На смену им пришли Уилбур Уэр и Элвин Джонс. «Я почувствовал, что Элвин и Уилбур позволили мне сделать нечто, немного отличное от Пита Ла Рока и Дональда Бэйли», - говорит Роллинз, объясняя свое решение заменить их. «Они оба были музыкантами, с которыми у меня был некоторый опыт игры, и я посчитал, что для меня актуально пригласить их».

Роллинз в вечернем трио был потрясён игрой с 30-летним Элвином Джонсом, тогда восходящей звездой в мире джаза. «Мне очень понравилось играть с Элвином», - сказал Роллинз. «Это отличный музыкант. Было нечто особенное в том, что он делал с ритмом 6/8, чего не делали другие люди. Как только вы услышите, как Элвин играет это, вы спросите: «Почему не все играют так?» Так что он был очень индивидуальным музыкантом и одним из моих любимых барабанщиков».

«Мы сделали нечто, что имело непреходящую ценность»

Оглядываясь назад на свое пребывание в Blue Note, Сонни Роллинз, который очень самокритичен к своей работе и известен тем, что два раза устраивал себе каникулы от джазовой сцены, чтобы сосредоточиться на улучшении своей музыкальности, на вопрос о своей любимой записи несколько затрудняется с ответом. «Я всегда ищу недостатки в своих альбомах, поэтому я не тот человек, который думает о том, что может быть моей лучшей записью», - признается он. «Я всегда думаю - вот если бы я только сделал это, это был бы лучший альбом». Сказав это, Роллинз добавляет, что его композиция «Sonnymoon For Two», написанная в память о его первом браке, является для него личным событием времени Blue Note. «Думаю, это мой любимый трек», - говорит он. «Мне он нравится, потому что я думаю, что мы тогда сделали нечто, что имело непреходящую ценность»

В 60-е годы, и затем, начиная с 1972 года, Сонни Роллинз провел 28 лет на лейбле Milestone, хотя помимо этого он подписал эксклюзивные контракты с RCA Victor и Impulse. Он высоко ценил Blue Note: «В Blue Note Records было что-то особенное - логотип, обложки альбомов и бесспорная честность Эл Лиона. Он был очень искренним человеком. Он любил музыку и определенно любил музыкантов... и он не собирался зарабатывать на них деньги». Роллинз также считает, что компания Лиона, которая, в отличие от некоторых звукозаписывающих компаний тех лет, уделяла своим музыкантам время на репетицию перед записью, всегда ставила интересы музыкантов выше своих собственных. «У Blue Note было гораздо более, чем у других, сплоченное предприятие, и все было связано с музыкой», - говорит он.

«И Альфред Лион дал мне то, что никто другой не сделал бы в то время; он дал мне право на издание «Sonnymoon For Two». Такое издание давало автору возможность заработать большие деньги, но большинство джазовых музыкантов ничего тогда не знало о деловом аспекте записи. Я уважал Эл Лиона за то, что он сделал. Я знал, что он был честным парнем, и я уважал его за любовь к музыке и за то, что он создал гораздо более благоприятную, чем где-либо, атмосферу для музыкантов в Blue Note».

«Я был очень расстроен некоторое время»

Один из последних настоящих гигантов золотого века джаза, Сонни Роллинз, сейчас больше не может играть на своем любимом тенор-саксофоне из-за проблем с дыханием, которые вынудили отложить его навсегда в 2012 году. Это, конечно, трагедия, но Сонни Роллинз - мудрец и философ - считает по-другому. По крайней мере сейчас, после того, как он успел акклиматизироваться в своей новой ситуации. «Первоначально было очень и очень трудно, когда я впервые не мог играть», - признается он. «Некоторое время я был очень расстроен, но потом я понял, что в жизни есть нечто большее, чем то, что я хотел. Вместо того, чтобы оплакивать тот факт, что я больше не мог играть, я сказал себе, что должен быть очень благодарен, что у меня была отличная карьера. У меня была действительно прекрасная жизнь, несмотря на все сложности и трудности».

«Я всегда хотел стать лучше»

А как бы Сонни Роллинз хотел, чтобы его запомнили? «Как человека, который всегда хотел стать лучше», - говорит он, не задумываясь. «Я понял, сколько я мог сделать, и я всегда пытался туда добраться. Так что для меня это был настоящий анализ жизни Сонни Роллинза: я всегда старался стать лучше. Я хотел сделать все, что мог как Сонни Роллинз, что бы это ни было. Музыка дала мне видение всего этого и представление о том, что это может быть - в тех редких случаях, когда у меня были отличные выступления. Но мне приходилось продолжать практиковать, чтобы добраться туда».

И хотя его саксофон сейчас молчит, влияние Сонни Роллинза все еще очень сильно в джазе. И его четыре альбома для Blue Note, записанные в течение 11 месяцев, показывают его в лучшем виде: в то время, когда даже его хороший друг Джон Колтрейн не мог идти в ногу с «Саксофон Колоссом»!

Подписаться!

Читать также: